28.03.2024
Название проекта: «Сказки
А.С. Пушкина»
Руководитель проекта:
Вид проекта: информационно-познавательный, исследовательский,
творческий
Учебный предмет: литературное
чтение
Цель проекта:
Сформировать представления о творчестве А.С. Пушкина;
Привить любовь к чтению;
Научиться находить и анализировать информацию;
Развивать эмоциональную выразительность речи
Задачи проекта:
Расширить кругозор, развить литературное
мышление
Познакомиться с жизнью и
творчеством великого русского писателя А.С. Пушкина; привить интерес к его
творчеству.
Обогащение словарного запаса;
развитие памяти;
Создать условия для
познавательно-исследовательской, творческой деятельности;
Воспитывать умение слушать и
понимать литературные произведения,
Способствовать развитию интереса к творчеству писателей.
Предмет
исследования: сказки А.С. Пушкина
Актуальность: Через
произведения А.С. Пушкина, доброту и отзывчивость его героев способствовать формированию
интереса к чтению художественной литературы. В настоящее время, время
телевидения, а не чтения привить любовь
к сказкам
Этапы проектной деятельности:
1 этап: мотивационный
– поставить перед собой цели, задачи.
2 этап: подготовительный – подбор иллюстративного, музыкального
материала (иллюстрации, картины, фотографии); подбор познавательной и
художественной литературы. Найти есть ли дома книги А.С. Пушкина
3 этап:
практический – рассмотреть портрет А.С. Пушкина, вспомнить, что я знаю о его
жизни и творчестве, изучить литературу о жизни и творчестве А.С. Пушкина
4 этап: заключительный – подготовить презентацию о творчестве
А.С. Пушкина, которая сопровождается красочными иллюстрациями, наглядными
материалами о творчестве А.С. Пушкина
5 этап: итоговый – оценка деятельности по проекту
Реализация проекта
Изучение творчества
А.С. Пушкина.
Чтение
литературы: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотой рыбке» и другие
Мои любимые
сказки и сказочные герои
Анализ
найденного материала
Составление
доклада, презентации
Сказки
Сказки А.С.
Пушкина читать интересно, их список невелик, но героев знают все: золотой
петушок, поп и его работник Балда, рыбак, поймавший золотую рыбку, царь Салтан,
богатыри и, конечно, ученый кот.
Пушкин писал
сказки в духе русских народных, с выражением чувств народа, его интересов.
Автор всегда использует сказочный сюжет в стихотворной форме, имена героев
многозначительны, а литературный язык передает все качества русской души.
Народная поэзия
в виде устного творчества сопровождала и сопровождает людей на протяжении всей
жизни, начинается знакомство с колыбельной, затем сказки и продолжается вплоть
до смерти. Поются песни в праздники: на свадьбах и других застольях, вечерних
посиделках с друзьями. Наш быт, воспоминания счастья или страданий отражаются в
преданиях, сказках и передаются из поколения в поколение. Особенно яркими
моментами становятся авторские произведения талантливых писателей, отражающие
национальную красоту. Сказки А.С.
Пушкина – именно такие произведения.
Из множества
видов народного творчества особенно часто записывались волшебные сказки,
отражающие одновременно трудолюбие и лень, радости и горести русского народа.
Читая сказки
А.С. Пушкина, невольно понимаешь, что автор не ограничился простым изучением
жизни обычного человека, он подошел к вопросу творчески, оставив современникам
наследие из сказок, каждая из которых является жизненным уроком.
А.С. Пушкиным
созданы сказки двух типов. В одних («Сказка о попе», «Сказка о медведихе» и
«Сказка о рыбаке и рыбке») Пушкин стремится воспроизвести не только дух, сюжеты
и образы народного творчества, но и народные формы стиха (песенного,
поговорочного, раешного), языка и стиля. Сказки о попе и о медведихе написаны
подлинно народным стихом, «Сказка о рыбаке и рыбке» - стихом, созданным самим
Пушкиным и близким по своему строению к некоторым формам народного стиха. Поэт
здесь как бы перевоплощается в народного сказителя.
Другие сказки («О царе Салтане», «О мертвой
царевне», «О золотом петушке») написаны более литературным языком; А.С. Пушкин
употребляет в них поэтические выражения и обороты, хотя по общему духу, мотивам
и образам они полностью сохраняют свой народный характер.
А.С. Пушкин
хорошо знал, что многие сказочные сюжеты существуют в устном творчестве разных
народов, переходят, видоизменяясь, от одного к другому. Поэтому он, подобно
настоящему народному сказителю, брал, когда это было нужно, те или иные мотивы,
детали сюжета из иноязычного фольклора, чудесным образом превращая их в
подлинно русские. Немало вносил он в сказки и своего собственного: по-своему
изменял народный сюжет, упрощал или усложнял его, вводил свои образы (золотой
рыбки, царевны-Лебедь и т.п.).
Сказки А.С. Пушкина читать нужно
очень внимательно, кроме необычных авторских героев (таких как золотая рыбка,
исполняющая желания или нежная царевна-лебедь), встречаются живописные описания
природы и магии. В своих сказках
Пушкин использовал элементы и других жанров народной поэзии - песен, заговоров,
причитаний. Таковы, например, заклинание Гвидона, обращенное к волне, или
королевича Елисея - к солнцу, месяцу и ветру.
Сказки А.С.
Пушкина оптимистичны, в них добро всегда побеждает тьму и злобу. Находчивость и
трудолюбие Балды помогает ему победить попа; любовь и верность Елисея
воскрешают его невесту; сыновняя преданность Гвидона, его борьба с завистью и
клеветой способствуют торжеству правды. Чертами народности отмечена и
поэтическая речь в сказках Пушкина. В них широко применяются народные
поговорки, пословицы, слова и выражения:
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь
Да за пояс не заткнешь.
(«Сказка о царе Салтане».)
«… Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!»
(«Сказка о рыбаке и рыбке».)
В сказках А.С.
Пушкина много слов разговорного, иногда просторечного языка («и молва
трезвонить стала», «не кручинься», «он стоял позадь забора», «инда плакал царь
Дадон»). Пушкин использует изобразительные средства народной поэзии: сравнения,
метафоры, гиперболы, постоянные эпитеты:
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря…
(«Сказка о царе Салтане».)
В его сказках
широко применяется народно-поэтическая речь с ее своеобразной ритмикой и
повторами («в путь-дорогу снарядился»; «свет наш солнышко»; «по морю, по океану
к славному царю Салтану»).
Сказки А.С.
Пушкина отличаются богатством творческой фантазии, что особенно характерно для
детской литературы. В них гармонично уживаются реалистические картины быта и
нравов различных сословий русского общества с чудесами волшебного мира,
возникшего под пером поэта. Таков целый город на острове Буяне – столица князя
Гвидона:
…Город новый златоглавый…
…Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
…В колымагах золотых
Пышный двор встречает их…
Поэтически
совершенны такие персонажи, как царевна Лебедь, Золотая рыбка, тридцать три
богатыря, белка-чудесница. Для сказок А.С. Пушкина, как и для народных,
характерны чудесные превращения: старухи крестьянки – в царицу; лебедя – в
прекрасную девушку; князя Гвидона – в комара, шмеля, муху. Волшебные
превращения не только увлекательны, они помогают раскрыть гуманистические идеи
сказок. Превращение старухи снова из царицы в крестьянку связано с наказанием
ее за самодурство и алчность. Превращение лебедя в прекрасную девушку выражает
победу любви над волшебными чарами.
Трудно
переоценить значение пушкинских творений для формирующейся личности: они
открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств,
переживаний, приобщают его к общечеловеческим культурным ценностям и богатству
родного языка.