день памяти Александра Сергеевича Пушкина

28.03.2024


 

Название проекта: «Сказки А.С. Пушкина»

Руководитель проекта:

Вид проекта:  информационно-познавательный, исследовательский, творческий

Учебный предмет: литературное чтение

Цель проекта:

Сформировать представления о творчестве А.С. Пушкина;

Привить любовь к чтению;

Научиться находить и анализировать информацию;

Развивать эмоциональную выразительность речи

Задачи проекта:

Расширить кругозор, развить литературное мышление

Познакомиться с жизнью и творчеством великого русского писателя А.С. Пушкина; привить интерес к его творчеству.

Обогащение словарного запаса; развитие памяти;

Создать условия для познавательно-исследовательской, творческой деятельности;

Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения,

Способствовать развитию интереса к творчеству писателей.

Предмет исследования: сказки А.С. Пушкина

Актуальность: Через произведения А.С. Пушкина, доброту и отзывчивость  его героев способствовать формированию интереса к чтению художественной литературы. В настоящее время, время телевидения, а не чтения привить любовь  к сказкам

 

Этапы проектной деятельности:

1 этап: мотивационный – поставить перед собой цели, задачи.

2 этап: подготовительный – подбор иллюстративного, музыкального материала (иллюстрации, картины, фотографии); подбор познавательной и художественной литературы. Найти есть ли дома книги А.С. Пушкина

3 этап: практический – рассмотреть портрет А.С. Пушкина, вспомнить, что я знаю о его жизни и творчестве, изучить литературу о жизни и творчестве А.С. Пушкина

4 этап: заключительный – подготовить презентацию о творчестве А.С. Пушкина, которая сопровождается красочными иллюстрациями, наглядными материалами о творчестве А.С. Пушкина

5 этап: итоговый – оценка деятельности по проекту

 

Реализация проекта

Изучение творчества А.С. Пушкина.

Чтение литературы: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотой рыбке» и другие

Мои любимые сказки и сказочные герои

Анализ найденного материала

Составление доклада, презентации

 
 

 

Сказки

Александра Сергеевича ПушкинаХочу такой сайт

Сказки А.С. Пушкина читать интересно, их список невелик, но героев знают все: золотой петушок, поп и его работник Балда, рыбак, поймавший золотую рыбку, царь Салтан, богатыри и, конечно, ученый кот.

Пушкин писал сказки в духе русских народных, с выражением чувств народа, его интересов. Автор всегда использует сказочный сюжет в стихотворной форме, имена героев многозначительны, а литературный язык передает все качества русской души.

Народная поэзия в виде устного творчества сопровождала и сопровождает людей на протяжении всей жизни, начинается знакомство с колыбельной, затем сказки и продолжается вплоть до смерти. Поются песни в праздники: на свадьбах и других застольях, вечерних посиделках с друзьями. Наш быт, воспоминания счастья или страданий отражаются в преданиях, сказках и передаются из поколения в поколение. Особенно яркими моментами становятся авторские произведения талантливых писателей, отражающие национальную красоту. Сказки А.С.  Пушкина – именно такие произведения.

Из множества видов народного творчества особенно часто записывались волшебные сказки, отражающие одновременно трудолюбие и лень, радости и горести русского народа.

Читая сказки А.С. Пушкина, невольно понимаешь, что автор не ограничился простым изучением жизни обычного человека, он подошел к вопросу творчески, оставив современникам наследие из сказок, каждая из которых является жизненным уроком.

А.С. Пушкиным созданы сказки двух типов. В одних («Сказка о попе», «Сказка о медведихе» и «Сказка о рыбаке и рыбке») Пушкин стремится воспроизвести не только дух, сюжеты и образы народного творчества, но и народные формы стиха (песенного, поговорочного, раешного), языка и стиля. Сказки о попе и о медведихе написаны подлинно народным стихом, «Сказка о рыбаке и рыбке» - стихом, созданным самим Пушкиным и близким по своему строению к некоторым формам народного стиха. Поэт здесь как бы перевоплощается в народного сказителя.

Другие  сказки («О царе Салтане», «О мертвой царевне», «О золотом петушке») написаны более литературным языком; А.С. Пушкин употребляет в них поэтические выражения и обороты, хотя по общему духу, мотивам и образам они полностью сохраняют свой народный характер.

А.С. Пушкин хорошо знал, что многие сказочные сюжеты существуют в устном творчестве разных народов, переходят, видоизменяясь, от одного к другому. Поэтому он, подобно настоящему народному сказителю, брал, когда это было нужно, те или иные мотивы, детали сюжета из иноязычного фольклора, чудесным образом превращая их в подлинно русские. Немало вносил он в сказки и своего собственного: по-своему изменял народный сюжет, упрощал или усложнял его, вводил свои образы (золотой рыбки, царевны-Лебедь и т.п.).

Сказки А.С. Пушкина читать нужно очень внимательно, кроме необычных авторских героев (таких как золотая рыбка, исполняющая желания или нежная царевна-лебедь), встречаются живописные описания природы и магии. В своих сказках Пушкин использовал элементы и других жанров народной поэзии - песен, заговоров, причитаний. Таковы, например, заклинание Гвидона, обращенное к волне, или королевича Елисея - к солнцу, месяцу и ветру.

Сказки А.С. Пушкина оптимистичны, в них добро всегда побеждает тьму и злобу. Находчивость и трудолюбие Балды помогает ему победить попа; любовь и верность Елисея воскрешают его невесту; сыновняя преданность Гвидона, его борьба с завистью и клеветой способствуют торжеству правды. Чертами народности отмечена и поэтическая речь в сказках Пушкина. В них широко применяются народные поговорки, пословицы, слова и выражения:

Но жена не рукавица:

С белой ручки не стряхнешь

Да за пояс не заткнешь.

(«Сказка о царе Салтане».)

 

«… Впредь тебе, невежа, наука:

Не садися не в свои сани!»

(«Сказка о рыбаке и рыбке».)

 

В сказках А.С. Пушкина много слов разговорного, иногда просторечного языка («и молва трезвонить стала», «не кручинься», «он стоял позадь забора», «инда плакал царь Дадон»). Пушкин использует изобразительные средства народной поэзии: сравнения, метафоры, гиперболы, постоянные эпитеты:

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря…

(«Сказка о царе Салтане».)

 

В его сказках широко применяется народно-поэтическая речь с ее своеобразной ритмикой и повторами («в путь-дорогу снарядился»; «свет наш солнышко»; «по морю, по океану к славному царю Салтану»).

Сказки А.С. Пушкина отличаются богатством творческой фантазии, что особенно характерно для детской литературы. В них гармонично уживаются реалистические картины быта и нравов различных сословий русского общества с чудесами волшебного мира, возникшего под пером поэта. Таков целый город на острове Буяне – столица князя Гвидона:

…Город новый златоглавый…

…Стены с частыми зубцами,

И за белыми стенами

Блещут маковки церквей

И святых монастырей.

…В колымагах золотых

Пышный двор встречает их…

 

Поэтически совершенны такие персонажи, как царевна Лебедь, Золотая рыбка, тридцать три богатыря, белка-чудесница. Для сказок А.С. Пушкина, как и для народных, характерны чудесные превращения: старухи крестьянки – в царицу; лебедя – в прекрасную девушку; князя Гвидона – в комара, шмеля, муху. Волшебные превращения не только увлекательны, они помогают раскрыть гуманистические идеи сказок. Превращение старухи снова из царицы в крестьянку связано с наказанием ее за самодурство и алчность. Превращение лебедя в прекрасную девушку выражает победу любви над волшебными чарами.

Трудно переоценить значение пушкинских творений для формирующейся личности: они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к общечеловеческим культурным ценностям и богатству родного языка.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».