02.01.2019
Программное
содержание:
Цель. Использование нетрадиционных техник
рисования в интегрированной образовательной деятельности.
Задачи.
1.
Расширить представления детей о ранней весне.
2.
Упражнять в умении подбирать прилагательные к существительным: солнце, снег,
ручьи; глаголы к существительным: солнце, ручьи; предметов существительных к
относительным прилагательным.
3.
Закрепить умение различать и называть зимующих и перелётных птиц.
4.
Развивать память, речь и словарный запас детей, коммуникативные навыки у детей.
5.
Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать ее красоту, любовь к родному
краю.
Расширять
знания детей о деревьях.
• Учить детей правильно передавать строение
дерева в рисунке.
• Учить детей нетрадиционным техникам
рисования.
Словарная работа: активизировать словарь
словами по данной теме.
Предварительная
работа: рассматривание репродукции картины А.Саврасова «Грачи прилетели»,
знакомство со стихотворением Ф.Тютчева «Зима недаром злится…», разучивание
стихотворений, загадок, примет о весне, беседы по теме, наблюдения сезонных
изменений в природе. Беседа о деревьях нашего края.
Приемы:
словесные, наглядные, практические, игровые, музыкальное сопровождение.
Материал
демонстрационный: фланелеграф, солнце с отдельными лучами для фланелеграфа, карточки-ребусы,
иллюстрации деревьев.
Материал
раздаточный: карточки с названиями зимующих и перелётных птиц, черный картон,
мел, палочки, краска гуашь, пена для бритья, баночки под воду, целлофан.
Ход
занятия:
1часть.
1.
Загадка.
-
Ребята, отгадайте загадку:
Есть
у радости подруга,
В
виде полукруга.
На
лице она живёт,
То
куда-то вдруг уйдёт,
То
внезапно возвратится.
Грусть
тоска её боится.
Что
это? (улыбка)
-
Подарим, друг другу улыбку и с хорошим настроением продолжим занятие.
2.
Беседа по теме.
-
Ребята, какое сегодня число, день недели, месяц? А какое время года?
-
Вы, ждали весну? Вот она и пришла. Зимой вся природа спала, скованная снегом и
льдом. Весной всё вокруг оживает. Скажем ей: «Здравствуй, Весна!»
-
А какие месяцы Весна с собой привела? Назовите по порядку весенние месяцы?
-
Назовите первые признаки наступившей весны? Предполагаемые ответы детей:
-
Днём стало пригревать солнце.
-
Стало теплее, день стал длиннее.
-
Снег потемнел, стал таять.
-
Появились первые проталины.
-
Слышно звонкое чирикание воробьёв, они радуются наступлению весны.
-
Побежали, зазвенели ручьи.
-
Возвращаются перелётные птицы.
Еще
мы все тепло одеты -
В
фуфайки, в ватные штаны...
А
все-таки весны приметы
Во
всем, во всем, уже видны.
-
Какие приметы ранней весны вы знаете? Предполагаемые ответы детей:
-
Грач на горе – весна на дворе.
-
В марте и курица из лужи напьётся.
-
Весна и осень - на дню погод восемь.
-
Почему так говорят: «Весна и осень - на дню погод восемь».
-
Молодцы! Ребята, предлагаю вам посетить «Художественную галерею».
Воспитатель предлагает детям пройти к
иллюстрациям с изображением деревьев.
-Что изображено на картинах?
Ответы детей (на картинах изображены деревья)
- Да. Вы правильно отметили, что в галерее
размещены картины с изображением разных деревьев.
-Какие виды деревьев вы знаете?
Ответы детей (деревья могут быть лиственные и
хвойные)
-Какие лиственные деревья вы знаете ?
Ответы детей (береза, дуб, липа, клен, яблоню,
тополь, осина )
-Какие хвойные деревья вы знаете?
Ответы детей (ель, пихта, сосна, можжевельник,
лиственница, кедр)
-Молодцы, ребята!
Игра «Наряди дерево»
Звучит спокойная музыка
Воспитатель
- Ребята, вы когда-нибудь мечтали стать
волшебниками?
Ответы детей (да)
-Зачем? Для чего?
Ответы детей
- Закройте глаза и представьте. Тепло, хорошо,
кругом растет трава и березки. Но вот, досада….. Злая волшебница заколдовала
березки, и листья не могут появиться на дереве.
-Жалко вам березки?
- Расколдуем их! А для этого ответьте на
вопросы.
-Назовите слова-прилагательные к слову
«Береза».
Ответы детей (береза белоствольная, красивая,
нарядная, высокая, статная, стройная, пышная, тонкая, гладкая, гибкая, кудрявая
раскидистая, лиственная).
Дети наряжают березку листьями.
- В какое время года на деревьях появляются
листочки?
Ответы детей (листья на дереве появляются
весной)
- Молодцы, ребята! Мы убедились, что вы
настоящие волшебники. Вы вернули «Весну» березкам.
Физминутка
Воспитатель
- А сейчас встанем в круг и представим себя
деревьями.
Дети встают вкруг и выполняют движения,
согласно текста.
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в
стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки
вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево,
вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина.
Дидактическая
игра «Подбери признаки, действия»: на фланелеграф выставляется жёлтый круг -
солнце, без лучей, рядом разложены жёлтые полоски-лучи.- Ребята, что-то
солнце сегодня не весёлое. Вы хотите его развеселить? Подарите ему ласковые
слова.Скажите ласковое слово и приложите лучик к солнцу. (Ласковое, весёлое,
озорное…)
-
Посмотрите, что солнце делает? (Светит, греет)
-
Солнце так хорошо греет, что снег стал таять.
-
Посмотрите и скажите, какой снег весной? (Рыхлый, серый…).
-
Какие ручьи? (Весёлые, звонкие…). Что ручьи делают? (Бегут, журчат…)
3.
Разгадывание ребусов.
Дети,
мы ждём гостей. Кто это вы узнаете, когда разгадаете ребусы. По первым звукам
названия предметов составьте слова.
-
Кто это? (Грач)
-
Грач, какая птица? (Перелётная).
-
Кто это? (Сорока)
-
Сорока, какая птица? (Зимующая).
-
У вас на столе лежат карточки, переверните их, внимательно рассмотрите.
4.
Дидактическое упражнение «Какая это
птица?» (Включается фонограмма «Голоса птиц»).
-
Зимующие птицы, летите ко мне. Какие птицы прилетели?
-
Перелётные птицы, летите ко мне. Какие птицы прилетели?
Ребята,
пришла весна, возвращаются птицы, чтобы вить гнёзда. Где птицы любят вить
гнёзда, любят сидеть, песни петь?( на деревьях). Мы для ваших птиц нарисуем
дерево лиственное, белоствольное. Какое?(берёза).
Дети
рассаживаются за столы, которые стоят по кругу.
Воспитатель
- Прежде чем начать рисовать, давайте повторим
все, что мы знаем о строении дерева.
-Назовите части дерева?
Ответы детей (у дерева корни, ствол, ветки,
крона, листья)
- чем береза отличается от других деревьев?
Ответы детей ( у березы белый ствол в виде
извилистой ленты с черными пятнами, сужающий к верху, ветки гнуться к низу.)
- С чего нужно начинать рисовать дерево?
Ответы детей (дерево нужно рисовать со ствола,
с верхней части ствола)
- Правильно, ветки растут от ствола, а не
отдельно от него.
Показ рисования ствола дерева мелом на доске.
Звучит музыка ансамбля Сябры «Вы шумите
березы».
Перед детьми на столах мел и черная бумага.
Воспитатель предлагает нарисовать крону
нетрадиционным способом: пеной для бритья и зеленой гуашью.
Показ
рисования кроны нетрадиционным способом на доске.
Работа за столами
1.Дети рисуют ствол березы мелом на черном
картоне, сверху вниз. 2.Простым карандашом рисуют черные пятна .
3.В тарелочке смешивают пену для бритья с
зеленой гуашью.
4.Дети берут целлофан, сминают, окунают в
полученную смесь и путем примакивания, рисуются листья.
5.На готовых рисунках дети простым карандашом
пишут свое имя.
3
Часть.
Итог
образовательной деятельности
Дети складывают рисунки
Воспитатель:
- Вам понравилось занятие, ребята?
-Что вы нового узнали о деревьях?
-Чем рисовали деревья?
-
чтобы интересного вы хотели узнать на следующем
занятии?