Проект "Масленица"

01.04.2024

Проект в подготовительной группе «Масленичная неделя»

Участники: дети стьаршей группы, воспитатели, родители.

Тип: познавательно-творческий.

 Продолжительность: краткосрочный 1 неделя.

Актуальность:

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно, опираясь на Программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами воспитателей, родителей и детей.

Проблема:

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Цель:

формирование патриотической культуры у детей средней группы в процессе изучения культуры и традиций русского народа при подготовке к празднику «Масленица».

Задачи:

·        Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.

·        Обогащать духовный мир детей.

·        Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».

·        Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.

·        Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

 

Реализация проекта через образовательные области:

Познавательное развитие:

НОД, беседы , дидактически игры , совместная деятельность , загадывание загадок .                              

Речевое развитие:

Чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц, потешек.

 Социально – коммуникативное развитие:

Тематические беседы, просмотр мультимедийной презентации , просмотр мультфильмов.

Художественно – эстетическое развитие:              

Изобразительная деятельность, прослушивание русской народной музыки, совместный праздник детей и их родителей.  

Физическое развитие:                                         

 Подвижные игры, хороводные игры, народные игры -забавы . Предполагаемые результаты:  

-  Сформированы представления детей о русском обрядовом празднике «Масленица»;

- Имеют представление о различных жанрах устного народного творчества, народных праздниках, играх;

- Владеют знаниями масленичной кухни;

- Сформированы навыки рисования городецкой росписи;

- Усвоены традиционные культурные эталоны не только детьми, но и их родителями и сотрудниками детского сада.  

Продукт проектной деятельности:

- Оформление выставки рисунков «Масленица»;

- Составление сборника семейных рецептов «Блинный пир на весь мир»;

 

·        Совместный праздник детей и их родителей «Широкая Масленица».

·        Этапы проекта:

1.Подготовительный этап 

Воспитатель напоминает детям, что у каждого народа есть свои традиции и праздники. Одним из самых любимых русских праздников с давних пор является Масленица. Дети начинают задавать вопрос«А что такое масленица«Что она обозначает?». Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.

В группах проводится обсуждение идеи проекта. Выбирается форма реализации.

2) Основной этап (организационно-практический): На начальном этапе происходит работа в группах по сбору информации об истории праздника. Проводиться беседа «История Масленицы», рассказать детям о истории и обычаях русского народа (познание, коммуникация)

·        Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи-зимы»: углублять знания детей об особенностях природы в разные периоды зимы, формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов.

·        Разучивание русских народных песен«Блины» ,«Едет Масленица» рус. нар. мел., «Вот уж зимушка проходит» рус. нар. мел, «А я по лугу» рус. нар. мел., «Веснянка» рус. нар. мел., «Ой, бежит ручьем вода» (совместно с муз. работником)

·        Заучивание закличек на Масленицу: уточнить представление детей о жанровых особенностях закличек (коммуникация)

·        Знакомство с пословицами и поговорками по теме праздника: уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях пословиц и поговорок(познание, коммуникация)

·        Заучивание масленичных частушек: поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

·        Разучивание народных подвижных игр «Масленица»«Горелки»«Тень, тень, потень»«Веселый бубен» (игровая деятельность).

·        Изготовления чучела масленица (наряженная кукла из соломы) совместно с родителями

·        НОД по реализации ОО «Художественное творчество» (рисование) «Кукла - масленица»

·        НОД по лепке из соленого теста «Блины».

·        НОД по реализации ОО «Художественное творчество» (рисование) на бумажных тарелках «Блинчики».

3) Заключительный:

Проведение праздника «Масленица»

·        организация места проведения праздника. Воспитатели украшают игровые площадки, устанавливают куклу-масленицу

·        организация театрализованного представления с петрушкой

Развлечение проводится на улице. Дети передвигаются группами по площадкам, участвуют в народных играх, водят хороводы вокруг чучела-масленицы. В завершении праздника угощаются блинами, которые приготовили родители.

Вывод:                                                                                              

Входе реализации проекта воспитанники нашей группы познакомились с историей народного праздника Масленица, узнали о праздновании Масленицы в древней Руси и настоящее время.  Дети с удовольствием заучивали песни, заклички , загадки , поговорки о Масленице . На прогулке дети с удовольствием играли в народные игры - забавы; водили хороводы. Родители наших детей приняли активное участие в составлении книги рецептов, в организации и проведении праздника на участие детского сада. Проект был направлен на воспитания патриотических чувств через

 Приложение№1

 

Рассказ К. Д. Ушинского «Проказы старухи-зимы»

Разозлилася старуха зима: задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего стала она до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком. Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться: стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в теплые страны. Остался воробей, и тот под стреху [Стреха, застреха – нижний край крыши, образующий навес.] забился. Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поле, завалила сугробами леса; одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с елки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощелкивают, зверей пугают. Не испугалися звери: у одних шубы теплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызет; медведь в берлоге лапу сосет; заинька прыгаючи греется; а лошадки, коровки, овечки давным-давно в теплых хлевах готовое сено жуют, теплое пойло пьют.
Пуще злится зима – до рыб она добирается; посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молоточками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озерам, по рекам мосты строят. Замерзли реки и озера, да только сверху; а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей еще теплее.
«Ну, постой же, – думает зима, – дойму я людей», – и шлет мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери так, что бревна лопаются. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимой подсмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать, наденет он тулуп, валенки, рукавицы теплые, да как примется топором махать, даже пот прошибет. По дорогам, будто зиме на смех, обозы потянулись; от лошадей пар валит; извозчики ногами потапывают, рукавицами похлопывают, плечами передергивают, морозцы похваливают.
Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки – и те ее не боятся! Катаются себе на коньках да на санках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают, да еще мороз кличут: «Приди-ка подсобить!» Щипнет зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже побелеют; а мальчик схватит снега, давай тереть – и разгорится у него лицо, как огонь. Видит зима, что ничем ей не взять: заплакала со злости. Со стрех зимние слезы закапали… видно, весна недалеко! 

 Приложение№2

 

Масленица. История и традиции (очень кратко)

Масленица - праздник, сохранившийся на Руси с языческих времён. Обряд празднования Масленицы связан с проводами зимы и встречей весны. После крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи.

  До Крещения Руси Масленица (Комоедицы) праздновалась 2 недели - в течение 7 дней, предшествующих дню Весеннего равноденствия и 7 дней после него.

   Христианская Церковь оставила главное празднование Весны, дабы не вступать в противоречия с традициями русского народа (аналогично было приурочено Рождество ко дню Зимнего Солнцестояния), но сдвинула любимый народом праздник проводов зимы по времени, чтобы он не противоречил Великому Посту, и сократила срок праздника до 7 дней.

Масленица - это прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди всегда воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины.

Древние считали блин символом Солнца, поскольку он, как и Солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.

В народе каждый день Масленицы имеет свое название и значение:

Понедельник - Встреча

 

·        В этот день из соломы делали чучело, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях.

·        Богатые люди начинали печь блины с понедельника, бедные - с четверга или пятницы.

·        Опару для блинов хозяюшки готовили с особыми обрядами. Одни опару готовили из снега, на дворе, когда выйдет месяц, приговаривая: "Месяц ты месяц, золотые рожки твои рожки! Взгляни в окошко, подуй на опару". Считалось, что будто бы от этого блины становятся более белыми и рыхлыми. Другие выходили вечером готовить опару на речку, колодец или озеро, когда появятся звезды. Приготовление первой опары держалось в величайшей тайне от всех домашних и посторонних.

·        В понедельник молодая пара (встречающая Масленицу первый раз), из дома, где не было свекра или свекрови, приглашала к себе тещу и тестя: те приходили учить молодую хозяйку печь блины. Званая теща была обязана прислать с вечера весь блинный снаряд: таган, сковороды, половник и кадку, в которой ставят блины. Тесть же присылал мешок муки и кадушку масла.

 

Вторник - Заигрыш

 

·        С этого дня начинались разные развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления. В больших деревянных балаганах давали представления во главе с Петрушкой и "Масленичным Дедом". На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых розвальнях. Катались на санках с обледенелых гор.

 

·        Вообще, все масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству, чтобы после великого поста играть на Красной горке свадьбу.

 

·        Гостей принимали-встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на горы, где братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.

 

 Приложение№3

 

Конспект НОД по реализации ОО «Художественное творчество» (рисование) «Кукла - масленица» в подготовительной группе

Цель: учить детей создавать в рисунке образ куклы.

Задачи: закреплять умение передавать форму, расположение частей фигуры человека, их относительную величину. Продолжать учить рисовать крупно, во весь лист. Упражнять в рисовании и закрашивании. Продолжать учить рассматривать рисунки, обосновывать свой выбор.

Оборудование и материалы: бумага, цветные карандаши, иллюстрации куклы – «Масленицы»

Предварительная работа: знакомство детей с русским народным праздником «Масленица», ее значением, символами, традициями, обрядами масленичной недели. Совместное изготовление с детьми куклы – Масленицы.

Ход НОД:

Воспитатель: - Ребята, у нас в группе появилась новая кукла. Давайте вспомним, как ее зовут?

Дети: - Масленица!

 

Воспитатель: - Я предлагаю ее внимательно рассмотреть. Наша кукла - «Масленица» очень нарядно одета. На ней красивое, пышное, разноцветное платье. На голове у нее красивый платок. У нее желтые волосы, красивые глаза и добрая улыбка.

Воспитатель: - ребята, а зачем изготавливают таких кукол?

Дети: - кукол изготавливают на праздник «Масленицы».

Воспитатель: - правильно, в первый день Масленицы, который называется - встречей, из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую одежду, рисовали лицо, повязывали платком или надевали шляпу. Насадив чучело на шест, с пением и прибаутками возили его по деревне на санях, затем водружали на самой высокой горе, где начиналось катание на санях. В честь Масленицы пели величальную песню:

Дорогая наша Масленица,

Авдотьюшка Изотьевна!

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, триаршинная,

Лента алая, двуполтинная,

Платок беленький, новомодненький,

Брови черные, наведенные,

Шуба синяя, ластки красные;

Лапти частые, головастые,

Портянки белые, набеленные!

В последний день масляной недели, в Прощенное воскресенье, люди просили перед наступлением Великого поста друг у друга прощения и везли провожать Масленицу на околицу, где устраивался большой костер. Давали Масленице блин и торжественно сжигали чучело на костре. Сожжение Масленицы было символом наступления весны и плодородным годом. А еще, всю масленичную неделю народ устраивал уличные гулянья, пели песни, водили хороводы. Вот и я вам предлагаю поиграть в русскую народную игру «Каравай».

Физминутка: хороводная игра «Каравай»

Воспитатель предлагает каждому ребенку нарисовать куклу – «Масленицу»; поощряет самостоятельный выбор; напоминает об аккуратном закрашивании: кукла должна быть красивой. Воспитатель проверяет, правильно ли держат дети карандаш; если у некоторых детей возникают какие-либо трудности, то воспитатель помогает им устранить эти трудности.

 

Итог НОД:

Воспитатель: - Молодцы, ребята! А теперь давайте рассмотрим каждую куклу. Каждый из вас может немного рассказать о нарисованной им кукле (дети рассказывают).

 

Среда - Лакомка

 

·        В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях в складчину варили пиво. Повсюду появлялись торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напиток из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.

 

·        На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. А ведь раньше зятьев было не один-два, как в современных семьях, а по пять-десять! Вот и приходилось теще всех привечать и угощать, да так, чтобы ни один в обиде не остался.

 

·        По вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую зятя блинами, разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек-то теще спасибо сказал.

 

·        Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз собака хвостом махнет".

 Приложение№4

 

 

Конспект НОД по лепке из соленого теста «Блины» в подготовительной группе.


Программное содержание.

Продолжать знакомить детей с солёным тестом  и его свойствами; учить сплющивать шарики из пластилина при помощи всех пальцев рук; формировать интерес к работе с солёным тестом; развивать общую моторику.

 

1.    Организационный момент.

 

До начала занятия нужно подготовить из солёного теста  шарики диметром 2-2,5 см.

 

2.    Основная часть.

 

Воспитатель: Скоро будет праздник – Масленица. В этот день все пекут блины и угощают друг друга. Давайте и мы с вами напечем много блинов и угостим ими наших кукол, устроим им чаепитие с блинами. Вы хотите угостить кукол блинами?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте мы с вами вот из этих шариков сделаем блины.

Воспитатель показывает прием сплющивания шарика.

Воспитатель: Посмотрите, как из шарика у меня получился блин. Какой он румяненький, кругленький, с пылу, с жару. А теперь вы сами будете печь блины.

Воспитатель раскладывает перед детьми заготовки (шарики) и предлагает детям самим сделать из шарика блин. Воспитатель еще раз показывает, как из шарика сделать блинчик. Дети выполняют работу самостоятельно. Если у детей не получается сделать блинчик самостоятельно, то воспитатель, взяв руку ребенка помогает ему справиться с задачей.

Каждый ребенок может изготовить несколько блинчиков.

Воспитатель: Молодцы! Вот сколько румяненьких блинчиков мы с вами испекли.

 

3.    Физкультминутка.

 

Загудел паровоз и вагончики повез.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу далеко их укачу.

(Дети встают и читают первую строчку. Потом кладут руки на плечи (пояс) впереди стоящему. Произнося слова, начинают движение по залу сначала медленно, а затем убыстряясь.)

 

 Приложение№5

 

4.    Игра «Угости куклу блинами».

 

Воспитатель рассаживает кукол на стульчики за столы.

Воспитатель: Ребята, давайте угостим наших кукол блинами, которые мы с вами испекли.

Дети сами расставляют тарелочки с блинами на столы. Воспитатель предлагает детям расставить на столы перед куклами чайную посуду. Воспитатель помогает детям, если они затрудняются с выполнением задания.

Воспитатель: Молодцы ребята, угостили кукол блинами, которые испекли сами. Куклы говорят вам большое спасибо за угощение.

 

Четверг - Разгул (перелом, широкий четверг)

 

·        На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие свое начало из Древней Руси. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, бить лежачего (пословица "лежачего не бьют"), вдвоем нападать на одного ("двое дерутся - третий не лезь"), бить ниже пояса ("удар ниже пояса") или бить по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было "стенка на стенку" (опять поговорка) или "один на один". Велись и "охотницкие" бои для знатоков, любителей таких поединков. С удовольствием наблюдал такие бои и сам Иван Грозный. Для такого случая это увеселение готовилось особенно пышно и торжественно.

   

Игры детей на масленичной неделе.
Игра «Тачки» 

Игра «Петушиные бои»

Игра «Ручеек»

Пятница - Тещины вечера

 

·        Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости! Ведь в пятницу, на тещины вечерки зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями.

 

·        Зять должен был накануне вечером лично пригласить тещу, а утром прислать за ней специальных, парадных "позываток". Чем больше оказывалось "званных", тем больше оказывалось теще почестей.

 

·        В некоторых местах "тещины блины" происходили на лакомки, т. е. в среду на масленичной неделе, но могли быть приурочены и к пятнице.

 

·        Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.

 Приложение№6

 

Конспект НОД по реализации ОО «Художественное творчество» (рисование) на бумажных тарелках «Блинчики» в подготовительной  группе.


Программное содержание.

Знакомить детей с символом Масленицы – блинами; дать детям понятие «Масленица-блиноедка».

Развивать мышление, творческие способности; укреплять здоровье детей.

Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа; вызвать чувство радости от грядущего праздника.

Материал и оборудование:

Блины нарисованные и настоящие, одноразовые бумажные тарелочки  на каждого ребенка, краски, кисточка, стаканчики с водой, салфетка.

Методические приемы.

Художественное слово – заклички, пословицы; рассматривание блинов; творческая деятельность детей; выставка работ; угощение блинами.

Предварительная работа.

Ознакомительная беседа «Что за праздник – Масленица?»; слушание русских народных закличек и припевок; рассматривание иллюстраций к книге «Наши праздники»;

 

Ход НОД.

 

Дети входят в группу, их встречает воспитатель, приветствует:

Кто из вас знает, как называется эта неделя?

- Масленичная (ответы детей) .

- Ай, да, молодцы! Правильно, ведь на Руси издавна отмечали

Широкую Масленицу.

Воспитатель читает закличку:

Идет Масленица по льду,

Несет блинов сковороду.

Принимайте молоду -

Разбирайте по блину!

 Приложение№7

 

Воспитатель рассказывает о празднике Масленицы.

Весна богата праздниками. Из них Масленица – наиболее запоминающийся и интересный праздник, уходящий своими корнями в давние времена. На Руси любили погулять, поиграть, в гости ходить. На Масленицу пекутся обязательно блины (круглый горячий блин – символ солнца) и булочки в форме птиц – жаворонков. Этими блинами и жаворонками украшали праздничный стол и угощали от души всех гостей. Главным обычаем Масленицы является сжигание чучела Зимы – символа ухода зимы и наступления весны. Люди поют песни, водят хороводы и угощаются блинами.

Вот и мы с вами сегодня «испечем» свои блины. Но сначала рассмотрим настоящие блины.

-На что они похожи? (на солнышко)

-Какого они цвета? (желтые)

-А почему? (потому что их пекут на сковороде, они подрумянились)

-А что мы еще видим на блинах? (дырочки)

- Эти дырочки появляются, когда блины пекутся. Они дышат, так как они сдобные.

А сейчас мы с вами будем рисовать блины.

Творческая работа детей.

Дети рисуют красками праздничные блинчики.

После рисования воспитатель выставляет все работы на магнитной доске. Отмечает самые румяные и красивые. И в знак благодарности угощает всех детей блинами.

 

Суббота — Золовкины посиделки

 

·        В субботу, на золовкины посиделки (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости.

 

·        Если золовки были еще не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сестры мужа уже были замужем, то невестка приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам.

Воскресенье - Прощенный день

 

·        В России этот день называли "Прощеным воскресеньем", когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; по вечерам принято было посещать кладбища и “прощаться” с умершими.

 

·        Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные. Таким образом, люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой.

 

·        Основным эпизодом последнего дня были "проводы Масленицы". К этому дню делали чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю: на богатый урожай.

 

·        Иногда вместо куклы по селу возили живую "Масленицу": нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика-пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег ("проводили Масленицу").

 

Обычай сжигать чучело Масленицы взял свои начала от языческой Комоедицы, когда в день весеннего равноденствия (день начала астрономической весны) празднично сжигали чучело надоевшей Зимы, тем "помогая" весеннему Яриле-Солнцу быстрее растапливать снега и прогонять зиму.

 

Приложение№8

История масленицы кратко. Праздник для детей и взрослых: история возникновения и традиции

В момент окончания холодной зимы и пробуждения природы от зимних холодов, появился у славянских народов необыкновенно красочный, богатый на обряды и традиции, самый вкусный праздник — Масленица. Из поколения в поколение передавали наши предки замечательные традиции этого разухабистого народного веселья, соединив их с проводами зимы.

Главным атрибутом праздника помимо песен, хороводов, ряженых, катаний и чучела Масленицы стали блины. Круглая форма их символизировала солнце. Помимо этого блины использовались в поминальных обрядах, т.к., русичи в этот период вспоминали, а вернее будет сказать, поминали духов предков.

Картинка. История возникновения и традиции масленицы.

Точной дата начала Масленицы не существует. Гулянья стартуют за семь недель до Пасхи. Обычно это припадает на конец зимы, а иногда, на начало весны. На протяжении недели продолжаются шумные гулянья, связанные с этим шумным и вкусным праздником. Именно эти семь дней и называются масляной или сыропустной неделей.

А знаете ли Вы историю появления столь светлого торжества?  История и традиции праздника уходят в дохристианские времена. Да, Масленица существовала еще до появления христианства на наших землях, во времена язычества. Отмечали её в весеннее равноденствие, когда день отбирал лидерство у ночи и сумерки отступали.

Любой элемент праздника в те далекие времена имел свое значение из которых потом и сложились традиции. Например, блины пекли, чтобы прославлять яркое солнце, приносящее тепло и жизнь в дома людей, а также, продемонстрировать необратимость жизненного цикла.  Как уже упоминалось, не маловажное значение играли блины и при поминании душ усопших. В славянской культуре с особым почитанием относились к умершим предкам и за традицией первый блин даровали нищим, чтобы те поминали их покоящихся родственников.

Картинка.  Гулянья на Масленицу.

Еще нашим предкам было свойственен культ очищения огнем. Поэтому, сжигание чучела опостылевшей соломенной куклы Морганы (Зимушки), было главнейшим мероприятием на этих гуляньях. Древние язычники верили, что таким бесхитростным способом они прогоняют зиму и приближают наступление тепла.  Разряженное и разукрашенное олицетворение зимы, проносили через все селение, а после, с веселыми игрищами и гуляньями бросали в костер, освещая землю. Реже её могли погрузить в прорубь либо измельчали на кусочки и разбрасывали по поверхности земли. Для людей, живших в то время, природа была одушевленной. Поэтому, Масленицу отмечали для задабривания богов земли, для урожая получше.

Картинка — История и традиции Масленицы. Сжигание чучела зимы.

На традиции празднования Масленицы имело влияние приход христианства на Русь. Оно наполнило праздник еще одним, немаловажным, значением. Теперь, Масленица  стала называться еще и Сырная седмица и стала предтечей Великого поста. Приготовления к посту длились 22 суток. За этот промежуток каждый христианин обязан был приготовиться к добровольным ограничениям.  За неделю до поста полностью введен запрет на употребление в пищу мяса. А вот потчевать рыбу, яйца, молочные продукты дозволялось. В среду и пятницу (сырные сутки) разрешается не поститься, но трапезничать следует только вечером. В это время не проводят праздничные Церковные служения, а по средам и пятницам они идентичны с великопостными. В субботу воздают благодарность всем преподобным отцам, принявшим постриг. А на седьмой день упоминают изгнанных из рая.

Хотя церковь и не признает языческие праздники, тем не менее приурочила свои торжества к народным гуляньям Масленицы и позволила существовать и дальше прекрасному действу. Вы не увидите ни малейшего упоминания о Масленице в календаре Церковных торжеств, но там существует Сыропустная неделя. Тем не менее, люди помнят историю и чтят традиции, празднуют веселый праздник Масленица!

 Приложение№9

 

Заклички:

Идет Матушка-весна, отворяйте ворота!

Первый Март пришел, всех детей провел

А за ним — и Апрель отворил окно и дверь

А уж как пришел Май, сколько хочешь гуляй!

Идет Матушка-весна по полям-лесам одна

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас!

 

***

 

Весна! Весна красная!

Приди к нам с радостью!

С великой милостью!

С льном высоким!

С корнем глубоким!

С хлебом обильным!

 

***

 

А мы Масленицу провожали

Часто, важко по ней все вздыхали:

Ой, ты, Масляница, воротися!

Ты до красного лета протянися!

А мы Масленицу провожали!

 

***

 

Ой, ты, Масленица, обманщица!

Обманула, провела,

Нагуляться не дала!

Уходи, Зима, ко сну,

Присылай Весну!

Прощай, Масленица!

Прощай, Масленица!

Прощай, Масленица!

А мы Масленицу провожали,

Тяжко, важко по ней все вздыхали.

А мы Масленицу провожали.

 

 Приложение№11

 

Блины

Русская народная песня.

1.    Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
ОЙ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, 
ВЫ БЛИНОЧКИ МОИ!

2.    В квашне новой растворили,
Два часа блины ходили.
ОЙ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, 
ВЫ БЛИНОЧКИ МОИ!

3.    Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
ОЙ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, 
ВЫ БЛИНОЧКИ МОИ!

4.    Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно, есть.
ОЙ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, 
ВЫ БЛИНОЧКИ МОИ!

5.    На поднос она кладёт
И сама к столу несёт.
ОЙ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, 
ВЫ БЛИНОЧКИ МОИ!
Хочу такой сайт

6.    «Гости, будьте все здоровы,
Вот блины мои готовы».
ОЙ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, 
ВЫ БЛИНОЧКИ МОИ!

 

Песня «Едет Масленица»
Русская народная песня.

Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
На саночках расписных,
На кониках вороных.

Живет Масленица
Семь деньков.
Оставайся, Масленица,
Семь годков.

 

Пословицы про Масленицу

 А мы Масленицу провожали, тяжело по ней вздыхали: «Дорогая Масленица, воротись, до красного лета протянись!»

 Боится Масленица горькой редьки да пареной репы.

 Была у двора Масленица, а в дом не зашла.

Блин не клин – брюхо не расколет.

 Блинцы, блинчики, блины, как колёса у весны.

Блин не сноп, на вилы не наколешь.

 Блины – солнцу родственники.

Блины и поцелуи счета не любят.

 В прощёный день как на Пасху все целуются.

Где блины, тут и мы; где с маслом каша – тут и место наше.

Гуляя, все-таки надо вспоминать про предстоящий пост.

 И самый хладнокровный человек любит горячие блины.

Кому Масленица да сплошная, а нам Вербная да Страстная.

Масленица – объедуха, деньги приберуха.

Масленица семь дней гуляет.

 Масленица идёт, блин да мёд несёт.

Масленица – семикова племянница.

Масленицу провожаем, света, солнца ожидаем.

Милости просим к нам об Масленице своим добром, с честным животом.

Не всё коту масленица, а будет и Великий Пост.

 На Масленой повеселились, да блинком угостились.

Неделю пируешь, семь – опохмеляешься.

 Отдадим почтенье на Сырной в воскресенье.

Пируй и гуляй, баба, на Масленице, а про Пост вспоминай без маслица.

 Хоть с себя всё заложить, а Масленицу проводить.

Чтоб вам извозиться по локти, а наесться по горло.

 Широка река Маслена – затопила и Великий Пост.

Поговорки про Масленицу

 Без блина не масляна.

Без блинов – не Масленица.

 Где блины, тут и мы.

 Ищет, где сорок лет – Масленица и по три года мелкие праздники.

 Как на Масляной неделе в потолок блины летели.

Масленица не на век даётся.

Масленица без блинов и именины без пирогов не бывают.

 На горах покататься, в блинах поваляться.

 Не житьё, а Масленица.

Пришла Масленица – кататься.

Широко живёшь, маслено ешь.

Приложение№12

 

                                       Стихи про масленицу

Весеннее солнце

Солнце круглое как блин,
Улыбаясь светит.
Рады теплой встрече с ним
Взрослые и дети.

 

Угощения Масленицы

Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару - разбирайте!
Похвалить не забывайте.

Масленица-девица

Масленица-девица, снежной зимы сестрица,
К нам на двор примчится блинами угоститься!
Встанут мастерицы у печи крутиться,
Будут думать, да гадать, как девицу ублажать.
Ароматными блинами,
Удалыми пирогами с красноперыми боками
Станем солнышко будить,
Будем весело кутить!

Масленица

Русоволоска Масленица добрая
Гуляет всю неделю от души!
Печёт блины, оладьи, пышки сдобные,
Румяные, как солнце. Хороши!
Весёлым хороводом праздник славится,
Поёт, хохочет весь честной народ.
Весну встречает Маслена-красавица.
Прощай зима, до встречи через год!

Бабушкины блины

Бабушка блины спекла
Круглые румяные.
Масленица к нам пришла
Гостьею желанною.
Солнце круглое как блин,
Улыбаясь светит.
Рады теплой встрече с ним
Взрослые и дети.
Я на масленицу маме,
И руками и ногами,
Помогала печь блины,
Небывалой ширины!

 

 

Приложение№13

Загадки про масленицу

Без него не обойтись,

Форму круглую имеет,

Жёлтый цвет ему присущ,

 В Масленицу руки греет,

 

Очень сладок он на вкус.

Этот праздник – объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же, икра!
(Масленица)

***

Масленица — наслажденье!
Блинчики печём с утра.
К ним и масло, и варенье
Ну и может быть…
(Икра)

***

Провожаем зиму мы,
И печем, едим блины,
Весну дружно мы встречаем,
Что мы отмечаем?
(Масленицу)

Приложение№14

   

Сценарий праздника Масленица.

Предварительная работа:

1.    Проведение занятий по теме;

2.    Выпечка блинов с помощью родителей;

3.    Разучивание стихотворений.

Задачи:

1.    Продолжать знакомить детей с фольклором, обрядовыми хороводами;

2.    Развивать двигательную активность, ловкость, меткость, скорость реакции;

3.    Поддерживать интерес к традициям русского народа;

4.    Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Цели:

1.    Приобщать детей к традициям русского народа;

2.    Знакомить детей с различными жанрами устного народного творчества;

3.    Создать праздничное настроение;

4.    Продолжать привлекать родителей к участию в жизни детского сада;

5.    Способствовать развитию доброжелательных взаимоотношений между родителями, детьми и воспитателями.

 

Материалы и атрибуты: костюмы (Бабы Яги, Лешего, Зимы, Весны), аудиозаписи песен («Кабы не было Зимы», «Белые снежинки», «Плясовая»), канат, скакалка, блюдо с блинами, чучело Масленицы, санки.

 

                                           Ход праздника

Дети проходят на участок, украшенный ленточками, шарами.

Ведущая:  Здравствуйте, гости дорогие, приглашаем вас справить Масленицу, проводить Зиму-Зимушку и встретить Весну - Красную. Вот и праздник к нам пришёл – широкая Масленица! Не стесняйтесь, веселитесь, удовольствия вам три короба.

Масленица – кривошейка,

Встречаем тебя хорошенько!

С блинами, каравайцами,

С вареничками.

 

Ну, а какая же Масленица без хоровода!

 

Проводится игра «Воротца»

(Двое игроков встают, подняв руки «воротцами», ведущий ведёт в эти воротца вереницу остальных игроков.

После того, как останавливается музыка, «воротца» захлопываются – пара опускает руки. Первые двое, оказавшиеся перед закрытыми «воротцами», образуют вторую пару. И так далее, пока все не окажутся в кругу.

 

Ведущая: Масленицу широкую открываем, веселье начинаем! Встречайте, едет Масленица.

 

(Под музыку на санях везёт Леший Бабу Ягу)

 

Баба Яга: А вот и я! Здорово, ребята!

Что смеётесь, как жеребята?

Масленицей назначена я!

Веселите, хвалите меня!

 

Ведущая: Странная какая-то Масленица у нас, что-то тут не так! Может нам её прогнать?

 

Леший: Масленицу хотите прогнать?

Это вам не бублики жевать.

   

Баба Яга: Хоть я на пенсии сижу

И на работу не хожу,

А чтобы сильной быть и ловкой,

Занимаюсь тренировкой!

 

 

Леший и Баба Яга: Кто с нами будет тягаться?

Будем сейчас соревноваться…

 

Игра-состязание «Перетягивание каната»

 

Леший: Это что ж такое происходит!?

Весна придёт – снега растопит,

В лесу появятся грибочки,

Ягодки, цветочки!?

И вновь в мой лес сбегутся люди

Покой и сон мой нарушать!

Нет! Нет! Такому не бывать!

На праздник Зиму позову

И не пустит она Весну.

Зима царицей будет вечной

Холодною и бесконечной!

 

Леший и Баба Яга кричат:  Зимушка – Матушка! Приди! Заморозь землю! Не дай весне дорогу!

Входит Зима под музыку.

 

Ведущая: Глядите – ка, кто к нам идёт! Это же сама Зимушка к нам шествует.

 

Зима: Здравствуйте, ребята! Не надоела ли вам зима долгая? Может быть, вам ещё мороза добавить, снега напорошить?

 

Ведущая:  Не нужно нам такой радости, промёрзли мы до косточек. Ждём не дождёмся денёчков тёплых. Может, ты уступишь место Весне?

 

Зима: Посмотрю, подумаю. Если рассмешите меня, позабавите, может быть и уступлю место Весне.

 

Ведущая: Эй, ребята, давайте позабавим Зимушку.

В старину самым лучшим способом себя показать, других посмотреть было исполнение частушек.

 

(Выходят Старушки - Веселушки, поют частушки)

 

Частушки

Как у наших у ворот

Конь ребят кататься ждёт

Вы бегите поскорей,

Покатайтесь веселей.

Масленка пришла с добром

Сыром, маслом и яйцом

С блинами, с пирогами

Да с оладьями.

 

Блины масляные,

Булки мазанные,

Мы катаемся с горы

От зари и до зари.

 

Ой, ты масленица

Да не охнула

Все блины у нас поела

Да не лопнула.

 

Как на масляной неделе

В потолок блины летели,

Ой, блиночки мои,

Подрумяненькие.

 

Как на масляной неделе

За порог блины летели

И сыр, и творог –

Всё летело за порог.

(Старушки уходят)

 

Ведущая: А теперь – игра, не с развлечением,

А игра со спортивным значением.

Прыгайте как можно выше!

 

(Дети прыгают на месте, а потом и в россыпную).

 

Ведущая: Интересно, первый раз такую Масленицу вижу. Какая-то странная, неопрятная.

 

Баба Яга: Да отвяжись ты от меня, надоела.

Масленицей называюсь я, на неделю к вам являюсь.

Принесла я много пакости, целую корзину гадости!

 

(чешет затылок) Ой, что это я?

Принесла блинов, да сладостей,

Целую корзину радостей.

 

Ведущая: (подходит к Бабе Яге и снимает с неё халат) Ребята, посмотрите, да это же переодетая Баба Яга!

Что же вы смотрите, друзья, медлить нам никак нельзя!

Бабку-Ёжку окружаем, про неё мы что-то знаем!

 

(проводится подвижная игра Бабка Ёжка)

Дети встают в круг, берутся за руки. Баба Яга встаёт в середине круга.

Дети начинают дразнить Бабу Ягу:

Бабка Ёжка, костяная ножка.

Печку топила, ногу сварила,

Вышла на крылечко,

Съела человечка.

А потом и говорит.

 

Бабка-Ёжка говорит:

 У меня живот болит.

 

Леший начинает крутить метлу по кругу над землёй.

Дети должны подпрыгивать, чтобы их не задели метлой.

 

Ведущая: Прочь ступайте. Нам нужна настоящая Масленица.

 

Баба Яга и Леший: Не прогоняйте нас, мы больше не будем вредничать! Можно с Вами останемся веселиться, Масленицу встречать?

 

Ведущая: Ну что ребята, разрешим им остаться на нашем празднике? Оставайтесь, только ведите себя хорошо.

Зима: Весело у вас. Наверное, я ещё погощу, снегом и морозом угощу, весну не пущу.

 

Ведущая: Зима, подожди. Ты у нас вдоволь погостила, повеселилась. Спроси у ребят, как они зиму провели.

 

Зима: Снега для лыжных прогулок хватало всегда? (Да)

С горок вы быстро съезжали всегда? (Да)

И на коньках накатались зимой? (Да)

Крепости строили и снеговиков? (Да)

 

Ведущая: А теперь уступи место Весне-Красне. Она уже не за горами.

 

Зима: Ну что ж, делать нечего, прощайте на год!

Зла на меня не держите. До свидания!

 

(Зима уходит. Входит Весна)

 

Весна: Здравствуйте, детишки!

Девчонки и мальчишки!

Я, Весна-Красна, пришла и Масленицу привела.

Спасибо, что одолели Зиму лютую и меня разбудили!

За это я вас повеселю.

Праздник наш велик,

Нам стоять не велит,

Дружно в саночки садитесь,

По дорожке прокатитесь!

 

(Проводится игра «Саночки»)

 

(Далее все идут на спортивную площадку)

 

Весна: Солнышко, повернись!

Красное, разгорись!

С весной теплой вернись.

 

 

Ведущая: Широкая Масленица

Мы тобою хвалимся

На горках катаемся

Блинами наедаемся

Как на масленой неделе

Из печи блины летели

Масленица угощай

Всем блиночков подавай.

   

Весна: У древних славян символом солнца были блины, потому что они такие же горячие, круглые, румяные. За доброту и помощь Вашу, угощу я Вас горячими и вкусными блинами. Кушайте на здоровье!

 

Дети угощаются блинами, танцуют.

 

Ведущая: Пора нам с Масленицей прощаться, а значит конец зиме!

Ушла Зима! Пришла Весна!

Прощай, зима! Прощай Масленица!

 

Используемая литература

. «Окружающий мир » В.Ю.Дьяченко ; «Знакомство дошкольников с народной  культурой »А.Я.Чебан , Л. Л. Бурлакова ;                                

2. «Календарные и народные праздники в детском саду» Г.А.Лапшина;                                                                                       

3. «Бабушкины забавушки »Л.Н.Карпова ;                                          

4. «Народные праздники в детском саду 5-7 лет»М. Б . Зацепина.

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».