05.01.2020
«Условия формирования произносительной речи в норме»
Задача большой значимости для родителей
и педагогов, является формирование говорить,
чтобы в результате он мог начинать испытывать интерес к правильной речи. Не
нужно, подстраиваться к языку малыша, сюсюкать с ним. Это надолго закрепляет
речевые недостатки ребенка. Конечно, для развития произносительных
навыков, как и для речевого развития, в целом необходимо, чтобы ребенок был
психически и соматически здоровым, имел нормальные умственные способности, слух
и зрение. Для произносительной стороны речи наиболее значимыми являются:
сохранная ЦНС, хорошо развитое
физиологическое и фонационное дыхание, гортань, система резонаторов,
полноценное анатомическое строение и функционирование органов носовой и ротовой
полостей.
Данный
процесс развития не происходит сам по себе, важны условия формирования речи в
норме. Ребенок должен слышать нормальную
речь, получать от взрослых указания, как следует. Необходимо, чтобы речь
окружающих была неторопливой, плавной, правильной и отчетливой. Ребенок должен
говорить, достаточно широко открывая рот, не очень громко, некрикливо, не
спеша. Нельзя перегружать речь ребенка, заставляя произносить сложные фразы, незнакомые
непонятные слова, заучивать слишком много стихотворений, сказок, сложных по
содержанию и форме. Следует учитывать возрастные особенности звукопроизношения
и не заставлять ребенка говорить отдельные слова и фразы, трудные и в звуковом
и в смысловом отношении. При предъявлении повышенных требований к ребенку, у
него могут происходить «срывы» нервной деятельности, в частности, возникновение
заикания.
Не менее вредна другая
крайность, когда родители предпочитают предложить своему ребенку планшет, игры
в интернете, лишая его тем самым живого эмоционального общения.
Здоровое состояние нервной системы для
нормального развития речи ребенка, очень важно. Необходимо оберегать малыша от
психических и физических травм. Отрицательно сказывается на состоянии речи
детей и неблагоприятная обстановка в семье. Скандалы и конфликты между
взрослыми, запугивание ребенка, побои, чрезмерно строгие наказания, частые
одергивания у нервных и впечатлительных детей могут вызывать заикание. В общей
системе работы по развитию речи значительное место должны занимать игры и
занятия, направленные на выработку у детей правильного дыхания, темпа и ритма
речи, силы голоса, четкой дикции и звукопроизношения, развитию у детей
слухового внимания и фонематического восприятия.
Особое внимание уделять развитию общей и
мелкой моторики у детей. Актуальным является использование пальчиковой
гимнастики, речи с движением, логоритмики. Такая систематическая работа не
только позволяет развивать у детей правильную произносительную сторону речи, но
и предупреждает возникновение речевых нарушений.
Таким образом, к условиям
формирования нормальной речи относятся сохранная ЦНС, наличие нормального слуха и зрения и
достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком.