08.01.2020
Консультация для педагогов
«АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА»
В
формировании правильного произношения звуков важную роль играет четкая, точная,
координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти,
мягкого нёба). У детей точность и сила этих движений развивается постепенно, в процессе речевой деятельности.
Их формированию способствует артикуляционная гимнастика, с помощью которой
вырабатываются полноценные движения и определённые положения органов
артикуляции, необходимые для правильного произношения звуков.
Артикуляционную гимнастику необходимо
проводить со всей группой
полностью, так как у многих детей
наблюдаются нечеткое «смазанное» звукопроизношение, скованная артикуляция,
плохая переключаемость с одного звука на другой.
Регулярное выполнение артикуляционной
гимнастики поможет:
·
улучшить
кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
·
улучшить
подвижность артикуляционных органов (губ, языка);
·
укрепить
мышечную систему языка, губ, щёк;
·
научить
ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
·
увеличить
амплитуду движений;
·
уменьшить
спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
·
подготовить
артикуляционный аппарат к постановке звуков.
Проводить
артикуляционную гимнастику нужно
ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись,
становились более прочными. Лучше её делать перед общей утренней зарядкой, перед завтраком или перед речевым занятием в
течение 3-5 минут. Нежелательно
выполнение гимнастики сразу после еды. Не следует предлагать детям сразу много
упражнений, достаточно 3-4. Упражнения
должны быть понятны ребёнку, доступны, желательно заранее разучены. При отборе
материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определённую
последовательность, идти от простых упражнений к сложным. Проводить их надо эмоционально,
в игровой форме. Упражнения выполняются подгруппами или индивидуально, сидя перед
зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено,
руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети должны видеть лицо педагога и
своё лицо.
Указания к проведению
артикуляционной гимнастики
1.Выполняется артикуляционная гимнастика,
стоя или сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением осанки.
2.Необходимо добиваться чёткого, точного,
плавного выполнения движений.
3.Вначале движения выполняются медленно,
неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной
гимнастики увеличивается
4.Каждое упражнение выполняется от 5 до 10
раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной
моторики параллельно с увеличением темпа движений.
Взрослый следит за качеством выполняемых
движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объёмом движения,
темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на
другое.
Нельзя проводить артикуляционную
гимнастику, не видя, как выполняет упражнения каждый ребёнок. Поэтому
воспитатель организует работу следующим образом:
·
рассказывает
о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы;
·
показывает
его выполнение;
·
упражнение
выполняют все дети перед зеркалом (без зеркала, с закрытыми глазами);
·
воспитатель
проверяет правильность выполнения по подгруппам.
Важно помнить, что
упражнения для губ и языка необходимо выполнять без напряжения, в спокойном темпе.
В начале работы может быть напряженность
движений языка, губ. Постепенно скованность исчезнет, и движения станут
свободными и координированными.
Чаще хвалите детей и ни в
коем случае не высказывайте недовольства, если что-то не получается.
Можно выполнять артикуляционные упражнения
под счет, с хлопками, под музыку.
Общая артикуляционная гимнастика
Упражнения для губ:
·
«Трубочка» - вытянуть губы вперёд, удержать
позу.
·
«Улыбка» - губы растянуты
в улыбке.
·
«Заборчик» - улыбнуться так, чтобы были видны верхние
и нижние зубы, удержать позу .
·
Чередование
положений губ: «заборчик» - «трубочка».
·
Надуть
обе щеки («толстушки»), затем втянуть их, губы вытягиваются вперёд («худышки»).
Упражнения для развития
движений мышц щёк:
·
Надуть
левую щёку, удержать позу в течение 3 секунд.
·
Надуть
правую щёку, удержать позу в течение 3 секунд.
·
Надуть
обе щеки одновременно, удержать позу в течение 3 секунд.
Упражнения для развития движений
языка:
·
«Змейка» - показать узкий язык вперёд «жалом»,
удержать на три счёта.
·
«Часики» - переводить кончик языка поочерёдно
из правого угла рта в левый угол рта.
·
«Орешек» - кончик языка упирается в правую
щёку, а затем в левую.
·
«Месим тесто». Улыбнуться, открыть рот, покусать
язык зубами, пошлёпать язык губами, зажать язык зубами и протаскивать его
сквозь зубы с усилием.
·
«Наказать непослушный язык». Немного приоткрыть рот, спокойно положить
язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя … Удерживать широкий язык в
спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5.
·
«Лопаточка», «Блинчик». Улыбнуться,
приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать его в таком
положении под счёт от 1 до 5-10.
·
«Лошадка» (укреплять
мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх). Улыбнуться и приоткрыть рот.
Пощёлкать медленно кончиком языка. Следить, чтобы нижняя чёлюсть и губы не
двигались, а работал только язык.
·
«Качели».
Рот открыть. Напряжённым языком тянуться к верхним и к нижним резцам.
Артикуляционная
гимнастика делится на общую и специальную. Целенаправленные упражнения помогают
подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных
звуков (свистящих, шипящих, соноров). Эти упражнения подбираются, исходя из
правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс
готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную
воздушную струю, т.е. всё то, что необходимо для правильного образования звука.
Артикуляционную гимнастику следует всегда
начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для
четкого, правильного произношения всех звуков:
·
упражнения
для губ – «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик»;
·
упражнения
для языка – «Месим тесто», «Блинчик», «Змейка», «Часики», «Орешек», «Качели».
Первый комплекс способствует выработке движений и положений органов
артикуляции, необходимых для правильного произношения свистящих звуков(С,З,Ц).
При их произнесении кончик языка находится за за нижними зубами, губы растянуты
в улыбке, достаточно сильная воздушная струя идёт по середине языка.
Упражнения: «Блинчик», «Чистим зубки», «Кошка сердится», «Птенчики», «Загнать
мяч в ворота».
Второй комплекс способствует выработке движений и положений органов
артикуляции, необходимых для правильного произношения шипящих звуков (Ш, Ж, Ч,
Щ). При их произнесении широкий язык поднимается к твёрдому нёбу, боковые края языка прилегают к
верхним коренным зубам, тёплая воздушная струя идёт по середине языка.
Упражнения6 «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Вкусное варенье», «Фокус».
Третий комплекс подготавливает артикуляционный аппарат для правильного
произношения звуков Л, Ль. «Качели», «Индюк», «Маляр», «Параход гудит».
Четвертый комплекс подготавливает
артикуляционный аппарат для правильного произношения звуков Р, Рь. «Маляр»,
«Вкусное варенье», «Дятел», «Барабан», «Мотор», «Гармошка», «Лошадка».
С
детьми второй младшей группы
упражнения проводят в игровой форме. Объем требований к их выполнению невелик.
Дети должны усвоить простейшие навыки, без которых трудно развивать и
совершенствовать движения органов артикуляции (общие упражнения).
В средней
группе требования к выполнению упражнений повышаются. Здесь так же
используются игровые приёмы. На основе приобретенных детьми простейших навыков
органы артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются
(общая гимнастика, комплекс первый).
В старшей группе уже следят за плавностью,
лёгкостью, четкостью движений, за умением плавно, достаточно быстро переключать
органы с одного положения на другое (первый, второй, третий, пятый комплексы).
В подготовительной к школе группе берут
упражнения на дифференциацию различных звуков с учетом последовательности
развития у детей артикуляционного аппарата (все перечисленные комплексы).
Уважаемые воспитатели, при проведении гимнастики используйте игровые приёмы – каждое упражнение можно обыграть, показать и рассказать, к примеру, «сказку о веселом язычке», используя игрушки, картинки, короткие стихотворения, считалки, которые помогут быстрее запомнить упражнение и заинтересовать ребенка, создать положительный эмоциональный настрой.
Например: можно
использовать весёлые считалки Т.А. Куликовской. Давайте,
вместе выполним упражнения под считалку.
Рекомендуемая литература:
1. Крупченко
О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение. Комплексная методика коррекции
артикуляционных расстройств. - Издательский Дом «Литера», 2014.
2. О.
И. Лазаренко. Артикуляционно-
пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. -
Издательство АЙРИС-ПРЕСС, 2015г.
3. Н.В.
Нищева. Весёлая артикуляционная
гимнастика 2. - М. Издательство
ДЕТСТВО–ПРЕСС, 2017.
4. Савицкая
Н.М. Логопедические игры и упражнения на каждый день. – Издательский Дом
«Литера», 2014.
5. Н.В.
Рыжова. Артикуляционная гимнастика для малышей. Серия: Библиотека логопеда. -М.
Издательство ТЦ Сфера, 2013.