Проект "Научимся говорить правильно"

25.11.2019

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

«СОСНОВО-ОЗЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД  «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

   

 

 

 

 

 ПРОЕКТ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

  «НАУЧИМСЯ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО»

                                                                                                                                       

с. Сосново-Озёрское

2019 год

Проект «Научимся говорить правильно»

Одним из важнейших направлений в коррекционно–воспитательной деятельности логопеда  является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка.

Проект направлен на повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка дошкольника.                                                             В зависимости от восприятия дефекта ребенка выделяются две группы родителей: с адекватной и неадекватной позицией. При адекватной позиции родители осознают нарушения произношения как дефект, но дефект устранимый, требующий специальной работы, как педагогов, так и самих родителей. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.         Неадекватная позиция может быть различной: дефект родителями не воспринимается, т. е. родители не считают, что произношение звуков у ребенка страдает. В других случаях родители слышат ошибки речи, но не придают им значения, так как считают, что это «само пройдет», «пойдет в школу научиться» и т. п., либо придерживаются того мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем. Выделяется часть родителей, позиция которых также неадекватна. Они преувеличивают серьезность дефекта, демонстрируя своеобразную гиперрефлексию на дефект. Такие родители постоянно напоминают ребенку о речевых трудностях, просят произнести слово хорошо, правильно, хотя ребенок не может этого сделать. Такое отношение к дефекту формирует у ребенка комплекс неполноценности. В результате может возникнуть комплекс явлений, обозначаемых в специальной литературе, как поведенческий или речевой негативизм. Родителям с гиперрефлексией на дефект ребенка важно объяснить, что коррекция будет  результативнее, если ребенок почувствует себя более спокойно, поверит в свои силы, будет испытывать радость от собственных, пусть поначалу небольших, успехов.

В ходе логопедической работы необходимо:

- помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей;

- разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа;

- подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.

Паспорт проекта
Вид проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый.
Продолжительность: долгосрочный.
Сроки реализации: октябрь  2018 г. – май 2019 г.

Участники проекта: дети старшей, подготовительной групп и их родители, воспитатели, учитель-логопед.

Возраст детей: 5-6 лет.
Принципы реализации проекта:

  • добровольности;
  • значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы);
  • вариативности форм и методов;
  • научности; сотрудничества;
  • постоянства обратной связи;
  • открытости;

Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей

Задачи:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов;
  • Повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка;
  • Воспитать у родителей привычку интересоваться у педагогов процессом развития ребенка в разных видах деятельности, обращаться за помощью в вопросах коррекции.

Актуальность проекта определяется реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:

• ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида;

• необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.

Организация работы:    МАДОУ «Сосново-Озерский детский сад «Золотой ключик».

Ожидаемые результаты: Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.

1. Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, фиксируют свои достижения в «Дневнике успеха».

2. Родители самостоятельно используют материалы из копилки  «Домашний логопед».

3. Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка. Результаты анкетирования.

4. Заключены дополнительные договора между родителями и учителем-логопедом.
Эффективность данных результатов

Для детей

Для родителей

Для педагогов

Для ДОУ

Положительная динамика речевого развития;
успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
индивидуальный  подход к каждому ребенку.

Положительная оценка деятельности ДОУ;
готовность и желание помогать ДОУ;
использование знаний
по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно в летнее время.

Положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
заинтересованность
педагогов в творчестве и инновациях;
удовлетворенность
собственной  деятельностью;
учет положительной  динамики в развитии
детей по развитию
речи при аттестации
педагогов.

Благоприятные
условия для профессионального
роста педагогов;
повышенный статус ДОУ.

Практическая  значимость проекта заключается в том, что предложенная система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс,  разработанный план работы клуба «Говорушки», методические пособия для домашнего использования родителями – копилка «Домашний логопед», диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития  могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.

Описание проекта:  стратегия и механизм достижения поставленной цели.
Работа по взаимодействию логопеда и родителей проходит в 3 этапа:

1 этап – подготовительный (информационно- аналитический).

Задачи:

1.Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
( Приложение 1)

2. Начать сбор методических материалов (информационный банк) для копилки « Домашний логопед»;

3.Выработать и принять единые требования, предъявляемые  к родителям и ребенку, в вопросах речевого развития; заключить дополнительные договоры между учителем-логопедом и родителями.
(Приложение 2)

Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования.
Уровень родительской мотивации на начало реализации проекта:
Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка,

выявить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития,

выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. 

На данном этапе также необходимо начать собирать методические материалы в соответствие с психофизическими особенностями детей. 
Подготовительный этап включает в себя установление единых требований логопеда и родителей  к коррекционному процессу и заключение дополнительных договоров между двумя сторонами образовательного процесса
 ( см. Приложение 2).

2 этап – основной (практический).

Задачи:
1. Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников через организацию и проведение клуба «Говорушки»;

2. Пополнить и дополнить логопедическую копилку для родителей «Домашний логопед».                                                                                                       Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.
Средства и методы проекта:

- проведение семинара-практикума, мастер-классов, консультаций, «круглых столов», «родительских гостиных», проведение конкурсов (скороговорщиков, чтецов), проведение праздника красивой и выразительной речи и других форм работы клуба «Говорушки»(ежемесячно);

- проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);
- создание информационно-методического стенда  «Шпаргалки  для    родителей»  (ежемесячно, теоретический материал по темам клуба);

- презентация копилки для родителей «Домашний логопед» (ежемесячно, практический материал по темам клуба);

- ведение « Дневника успеха» (ежемесячно, родителями). (см. Приложение 3)

Перспективный план реализации проекта

«Научимся  говорить правильно»

п/п

Срок

Формы и методы работы

Содержание работы

Результат

Ответственный

1.Подготовительный

До  1 октября

1.Анкетирование родителей.

   

2.Сбор дидактических материалов.

     

3.Заключение дополнительных договоров.

Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития.

Подбор материалов по темам: «Дыхательная гимнастика», «Артикуляционные упражнения»,
«Мелкая моторика» и др.
Установление единых требований родителей и логопеда к ребенку, посещающему логопункт.

1.Анкета для родителей.

   

2.Копилка «Домашний логопед».

   

3.Договоры.

Логопед.

     

Логопед.

       

Логопед.

Основной

Октябрь

Круглый стол

«Почему ребенок говорит неправильно»

Обмен мнениями, анализ анкетирования, просвещение родителей о причинах речевых отклонений.

 

Протокол «круглого стола», отзывы
родителей.

Логопед

       

Ноябрь

Мастер-класс
«Упражнения для развития мышц речевого аппарата»

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики.

Протокол проведения мастер-класса, отзывы родителей.

Логопед

Декабрь

Семинар-практикум «Учимся правильно говорить»

Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики.

 Тематическая консультация с практической частью

Протокол
проведения
семинара-практикума,
отзывы родителей

Логопед

Январь

Консультация
«Речевое дыхание-основа правильной речи»

Обучение комплексу
упражнений для развития фонематического слуха у детей.

Протокол проведения консультации, отзывы родителей 

Логопед

Февраль

Мастер-класс «Научитесь слышать звуки»

Проявление родителями творческих способностей на интересном материале.

Протокол проведения конкурса, отзывы родителейХочу такой сайт

Логопед

Март

Конкурс чтецов, скороговорщиков

Демонстрация речевых умений и навыков, приобретенных на занятиях.

Протокол проведения родительской гостиной отзывы родителей.

Логопед

Апрель

Родительская гостиная
«Родители о своих детях»

Пополнение копилки новыми материалами для использования в домашних условиях по плану клуба.

Протокол проведения родительской гостиной отзывы родителей.

Логопед

Май

Праздник красивой и правильной речи.

Презентация
копилки «Домашний логопед»

Пополнение копилки новыми материалами для использования в домашних условиях по плану клуба.

Протокол проведения праздника, отзывы родителей

Логопед, воспитатели, музыкальный руководитель

ежемесячно

Индивидуальные консультации

Оказание помощи родителям по интересующим их вопросам.

Журнал регистрации консультаций для родителей.

Логопед

ежемесячно

Оформление методического стенда « Шпаргалки для родителей»

Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития речи детей.

 

Логопед

ежемесячно

Ведение «Дневника успеха»

Фиксация родителями достижений детей в речевом развитии.

«Дневник успеха»

Логопед

Заключительный

         

Май

Мониторинг (анкетирование) работы логопеда с родителями.


Мониторинг детей


Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей.

Выявление уровня речевого развития детей .

Анкета для родителей.


Логопедическая диагностика

Логопед

3 этап – заключительный (контрольно-диагностический).

Задачи:
1.Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителям по вопросам речевого развития детей.
2.Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми в процессе работы клуба «Говорушки».
3.Транслировать опыт работы по данной теме для педагогов в районе.

Уровень родительской мотивации  на заключительном этапе реализации проекта                                                                                                       На сегодняшний день у меня сложилась определенная система  работы с родителями. Использование разнообразных форм взаимодействия дало определенные результаты:

1.Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, фиксируют свои достижения в «Дневнике успеха»

2.  Родители самостоятельно используют материалы из копилки  «Домашний логопед».
3.Предлагают свою помощь педагогам в решении любых проблем.
4.Создана атмосфера доверия и взаимоуважения.

Заключение                                                                                                             Семья, где воспитывается ребенок с нарушением речи, требует особого внимания и защиты. Такие семьи нуждаются в помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения, развития детей с речевыми нарушениями.   В связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей.                                                        Изучая опыт коллег, анализируя результаты работы с детьми по коррекции речи, я пришла к выводу, что одной из основных целей моей работы является активизация родителей, привлечение их внимания к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в деятельности с детьми, чтобы организовать воспитание ребенка в семье и ДОУ более последовательным, а их взаимовлияние – более эффективным.                                               Для достижения оптимальных результатов коррекционно-педагогической работы необходимо выполнять следующие требования:

1.     Занятия должны проводиться систематически, как в ДОУ, так и дома.

2.     В ДОУ и в семье необходимо осуществлять к ребенку индивидуальный подход. 

3.     Родители должны неукоснительно выполнять требования логопеда и воспитателей.

4.     Речевой материал, который закрепляет малыш дома, необходимо скомпоновать, систематизировать; четко объяснять ему и родителям, как и сколько выполнять упражнения (задания) дома.

5.     Постоянно обеспечивать совместную плодотворную деятельность логопеда, воспитателя, родителей и других специалистов.

6.     Поддерживать взаимопонимание между родителями и детьми.

7.     Учитель-логопед должен использовать в своей работе различные формы взаимодействия с родителями с учетом уровня их образования и интересов.

Данная практика взаимодействия с родителями  показала себя достаточно эффективной:

  • дети лучше стали усваивать пройденный материал;
  • большинство детей с интересом занимаются с логопедом и дома с родителями;
  • поднялся уровень речевого и эмоционального развития детей;
  • повысилась активность и компетентность родителей в коррекционно-педагогическом процессе.                                                                     

В ходе  моей работы над педагогической идеей я еще раз убедилась,  главное в нашей педагогической деятельности, чтобы подход к работе не носил формальный характер. Изобрести что-то новое в педагогике невозможно, а вот наполнить новым содержанием, применив современные интерактивные приемы и методы можно. И как результат эффективности такой работы – повышение качества образования наших детей за счет активного включения родителей в образовательный процесс, что оказалось  вещью вполне реальной.

                                                   

Библиография

1.     Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. – 2004. - №4. – с. 23-35.

2.     Бабина Е. С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе. Логопед 2005 N 5.

3.     Бабина Е.С. Помогаем детям вместе : [коррекционная работа логопеда зависит от условий речевого развития ребенка в семье] // Дошкольное воспитание, 2005, № 12. С. 57-59.

4.     Баринова Г. В. Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребенка // Логопед в детском саду, 2004, № 1. С. 70-74.

5.      Вренева Е. 16 вопросов логопеду : [логопед и родители] // Здоровье детей, 2008, № 1. С. 35-41.
7. Визель, Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. – М.: В. Секачев, 2005. – 16с.

6.      Громовая Н.В. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения. \\ Образование в современной школе.-2007.№11.с 33-37.

7.     Заваденко Н.Н. Родителям о развитии речи детей. Как вовремя заметить нарушения? – М.: Маджерик, 2006. 42 с.

8.     Захарова Е.Н. О работе логопеда с родителями. // Логопед, 2006, № 6. С.54 – 58.

9.      Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. 115 с.

10.                        Михнева Е.Б. Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста.// Логопед в детском саду, 2006, № 4. С. 56 – 60.

11.                        Овчинникова Е. В. Организация сотрудничества логопеда и родителей // Логопед, 2007, № 6. С. 74-78.

12.                        Перчаткина Е.И. Сотрудничество логопеда и родителей в исправлении дефектов звукопроизношения у детей дошкольного возраста (Текст) // Методист.- 2010.-№1.- с. 65-67.

13.                        Романович О.А. Изучение условий семейного воспитания детей с недостатками речи.// Логопед, 2009, № 3. С. 86 – 89.

14.                        Шкурат В. В. Детско-родительский проект как средство развития речи и познавательных способностей дошкольников // Логопед, 2007, № 6. С. 80-83.

 

 

Приложение 1 

Поскольку нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения, родители, которые могут оценить своих детей, услышать их ошибки, должны быть максимально вовлечены в коррекционную работу. Чтобы ответить на ее вопросы, родители должны не только прислушаться к речи своего ребенка, но и подумать, что именно он произносит неправильно (звуки, слова или фразы) и как произносит.

Полученные анкетные данные говорят о том, ведется ли в семье работа по преодолению речевых недостатков и предупреждению трудностей, готовы ли к ней родители, хотят ли они сотрудничать с детским садом, продолжая совершенствовать речь своих детей.


Анкета для родителей “РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА” 
1. Фамилия, имя ребенка_____________________________________________
2. Дата рождения___________________________________________________
Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ___________
4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) __________
5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) ______________
6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) ________________
7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _______________
8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ______________
9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по        развитию речи в детском саду? ________
10. Посещаете ли Вы групповые мероприятия?__________________________
11. Присутствуете ли на дет. праздниках?______________________________
12. Как относитесь к продуктам совместной деятельности?______________

 

 

 

Приложение 2


Договор о сотрудничестве учителя-логопеда и родителей.
 МАДОУ  «Сосново-Озерский детский сад «Золотой ключик»
1. Предмет договора

 МАДОУ  «Сосново-Озерский детский сад «Золотой ключик» предоставляет услугу: индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия по устранению дефектов речи (исправление недостатков звукопроизношения и фонематического слуха).
2. Ответственность сторон:
Родители обязуются:

а) Сотрудничать с логопедом и посещать консультационное занятие логопеда с ребенком не реже 1 раза в месяц (по желанию родителей можно чаще).
б) Ежедневно заниматься с ребенком по заданию логопеда, записанному в тетрадь для индивидуальной работы (15-20 мин. в день).

в) Приносить тетрадь для логопедических занятий 2 раза в неделю, не забывать брать тетрадь домой (в рабочие дни и на выходные).

Учитель-логопед обязуется:
а) Предоставлять высококвалифицированную коррекционную помощь по устранению дефектов речи у ребенка.

б) Проводить с родителями еженедельные консультации по устранению недостатков звукопроизношения и показу продвижения детей.
Дополнительные условия
1.Логопед оставляет за собой право устанавливать и корректировать сроки исправления недостатков речи у детей.
2.В случае невыполнения родителями обязанностей, оговоренных в договоре, логопед не несет ответственности за своевременное исправление недостатков звукопроизношения и имеет право обратиться к администрации детского сада с просьбой о прекращении коррекционной работы.

Реквизиты сторон
Родитель                                                       Логопед
________________________________________________________________
(подпись) (расшифровка подписи)           (подпись) (расшифровка подписи)

 

 

 

 

 

Приложение 3


ДНЕВНИК   УСПЕХА
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

( 20… 20…) учебный год.

Месяц

Фиксация успехов ребенка

Сентябрь

 

Октябрь

 

Ноябрь

 

Декабрь

 

Январь

 

Февраль

 

Март

 

Апрель

 

Май

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».