25.11.2019
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
«СОСНОВО-ОЗЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД
«ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
ПРОЕКТ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
«НАУЧИМСЯ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО»
с. Сосново-Озёрское
2019 год
Проект
«Научимся говорить правильно»
Одним из важнейших направлений в коррекционно–воспитательной деятельности
логопеда является работа с родителями – как одно из условий оптимизации
педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения.
Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса,
научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка.
Проект направлен на повышение компетентности родителей в вопросах речевого
развития ребенка дошкольника. В
зависимости от восприятия дефекта ребенка выделяются две группы родителей: с
адекватной и неадекватной позицией. При адекватной позиции родители осознают
нарушения произношения как дефект, но дефект устранимый, требующий специальной
работы, как педагогов, так и самих родителей. Во-первых, родители являются
авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном
общении. Неадекватная позиция
может быть различной: дефект родителями не воспринимается, т. е. родители не
считают, что произношение звуков у ребенка страдает. В других случаях родители
слышат ошибки речи, но не придают им значения, так как считают, что это «само
пройдет», «пойдет в школу научиться» и т. п., либо придерживаются того мнения,
что и с дефектом можно прожить без особых проблем. Выделяется часть родителей,
позиция которых также неадекватна. Они преувеличивают серьезность дефекта,
демонстрируя своеобразную гиперрефлексию на дефект. Такие родители постоянно
напоминают ребенку о речевых трудностях, просят произнести слово хорошо, правильно,
хотя ребенок не может этого сделать. Такое отношение к дефекту формирует у
ребенка комплекс неполноценности. В результате может возникнуть комплекс
явлений, обозначаемых в специальной литературе, как поведенческий или речевой
негативизм. Родителям с гиперрефлексией на дефект ребенка важно объяснить, что
коррекция будет результативнее, если ребенок почувствует себя более
спокойно, поверит в свои силы, будет испытывать радость от собственных, пусть
поначалу небольших, успехов.
В ходе логопедической работы необходимо:
- помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей;
- разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа;
- подчеркнуть полезность разумных требований к
ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.
Паспорт проекта
Вид проекта: информационный,
практико-ориентированный, открытый.
Продолжительность: долгосрочный.
Сроки реализации: октябрь 2018 г. – май 2019 г.
Участники проекта: дети старшей, подготовительной групп и их родители,
воспитатели, учитель-логопед.
Возраст детей: 5-6 лет.
Принципы реализации
проекта:
- добровольности;
- значимости
(выбранные темы актуальны и принимаемы);
- вариативности
форм и методов;
- научности;
сотрудничества;
- постоянства
обратной связи;
- открытости;
Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого
развития детей
Задачи:
- Установить партнерские отношения с
семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов;
- Повысить грамотность родителей в
области развивающей и коррекционной педагогики, пробудить в них интерес и
желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка;
- Воспитать у родителей привычку
интересоваться у педагогов процессом развития ребенка в разных видах
деятельности, обращаться за помощью в вопросах коррекции.
Актуальность проекта определяется реальными
потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими
противоречиями между:
• ростом количества детей с речевыми нарушениями и
отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем
нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида;
• необходимостью участия родителей в
коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий
взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.
Организация работы: МАДОУ
«Сосново-Озерский детский сад «Золотой ключик».
Ожидаемые результаты: Повышение педагогической
компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
1. Родители активно включены в коррекционно-развивающий
процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, фиксируют
свои достижения в «Дневнике успеха».
2. Родители самостоятельно используют материалы из
копилки «Домашний логопед».
3. Путем анкетирования выявилось повышение
педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Результаты анкетирования.
4. Заключены дополнительные договора между родителями
и учителем-логопедом.
Эффективность данных
результатов
Для
детей |
Для
родителей |
Для
педагогов |
Для
ДОУ |
Положительная
динамика речевого развития; |
Положительная
оценка деятельности ДОУ; |
Положительный
психологический климат между логопедом и воспитателями; |
Благоприятные |
Практическая значимость проекта заключается в том, что
предложенная система поэтапного включения родителей в
коррекционно-логопедический процесс, разработанный план работы клуба
«Говорушки», методические пособия для домашнего использования родителями –
копилка «Домашний логопед», диагностический материал для выявления
компетентности родителей по вопросам речевого развития могут быть
реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.
Описание проекта: стратегия и механизм
достижения поставленной цели.
Работа по взаимодействию логопеда и родителей проходит в 3 этапа:
1 этап – подготовительный (информационно-
аналитический).
Задачи:
1.Выяснить образовательные потребности родителей и
уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее
членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
( Приложение 1)
2. Начать сбор методических материалов (информационный
банк) для копилки « Домашний логопед»;
3.Выработать и принять единые требования,
предъявляемые к родителям и ребенку, в вопросах речевого развития;
заключить дополнительные договоры между учителем-логопедом и родителями.
(Приложение 2)
Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования.
Уровень родительской мотивации на начало реализации проекта:
Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать
особенности семьи и семейного воспитания ребенка,
выявить
уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития,
выработать
тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в
потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
На данном этапе также необходимо начать собирать методические материалы в
соответствие с психофизическими особенностями детей.
Подготовительный этап включает в себя установление единых требований логопеда и
родителей к коррекционному процессу и заключение дополнительных договоров
между двумя сторонами образовательного процесса
( см. Приложение 2).
2 этап – основной (практический).
Задачи:
1. Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по
вопросам речевого развития дошкольников через организацию и проведение клуба
«Говорушки»;
2. Пополнить и
дополнить логопедическую копилку для родителей «Домашний логопед». Полученные
во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в
игровой форме в повседневной жизни.
Средства и методы проекта:
-
проведение семинара-практикума, мастер-классов, консультаций, «круглых столов»,
«родительских гостиных», проведение конкурсов (скороговорщиков, чтецов), проведение
праздника красивой и выразительной речи и других форм работы клуба «Говорушки»(ежемесячно);
-
проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);
- создание информационно-методического стенда «Шпаргалки для родителей»
(ежемесячно, теоретический материал по темам клуба);
-
презентация копилки для родителей «Домашний логопед» (ежемесячно, практический
материал по темам клуба);
-
ведение « Дневника успеха» (ежемесячно, родителями). (см. Приложение 3)
Перспективный
план реализации проекта
«Научимся
говорить правильно»
№ п/п |
Срок |
Формы
и методы работы |
Содержание
работы |
Результат |
Ответственный |
1.Подготовительный |
До
1 октября |
1.Анкетирование родителей. 2.Сбор дидактических
материалов. 3.Заключение дополнительных договоров. |
Изучение
уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития. Подбор
материалов по темам: «Дыхательная гимнастика», «Артикуляционные упражнения», |
1.Анкета для родителей. 2.Копилка «Домашний логопед». 3.Договоры. |
Логопед. Логопед. Логопед. |
Основной |
Октябрь |
Круглый стол «Почему
ребенок говорит неправильно» |
Обмен мнениями, анализ анкетирования, просвещение родителей о причинах речевых отклонений. |
Протокол
«круглого стола», отзывы |
Логопед |
|
Ноябрь |
Мастер-класс |
Рекомендации
по выполнению артикуляционной гимнастики. |
Протокол
проведения мастер-класса, отзывы родителей. |
Логопед |
Декабрь |
Семинар-практикум
«Учимся правильно говорить» |
Сообщение
о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению
пальчиковой гимнастики. Тематическая
консультация с практической частью |
Протокол |
Логопед
|
|
Январь |
Консультация |
Обучение комплексу |
Протокол проведения консультации,
отзывы родителей |
Логопед
|
|
Февраль |
Мастер-класс
«Научитесь слышать звуки» |
Проявление
родителями творческих способностей на интересном материале. |
Логопед
|
||
Март |
Конкурс
чтецов, скороговорщиков |
Демонстрация
речевых умений и навыков, приобретенных на занятиях. |
Протокол проведения родительской гостиной отзывы
родителей. |
Логопед
|
|
Апрель |
Родительская гостиная |
Пополнение копилки новыми материалами для использования в домашних условиях по плану клуба. |
Протокол проведения родительской гостиной отзывы родителей. |
Логопед
|
|
Май |
Праздник красивой и
правильной речи. Презентация |
Пополнение копилки новыми материалами для использования в домашних условиях по плану клуба. |
Протокол проведения праздника, отзывы родителей |
Логопед,
воспитатели, музыкальный руководитель |
|
ежемесячно |
Индивидуальные консультации |
Оказание помощи родителям по интересующим их вопросам. |
Журнал регистрации консультаций для родителей. |
Логопед
|
|
ежемесячно |
Оформление
методического стенда « Шпаргалки для родителей» |
Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития речи детей. |
|
Логопед
|
|
ежемесячно |
Ведение
«Дневника успеха» |
Фиксация родителями достижений детей в речевом развитии. |
«Дневник успеха» |
Логопед
|
|
Заключительный
|
Май |
Мониторинг (анкетирование)
работы логопеда с родителями. |
Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей. Выявление уровня речевого развития детей . |
Анкета для родителей. Логопедическая диагностика |
Логопед
|
3 этап – заключительный
(контрольно-диагностический).
Задачи:
1.Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителям по
вопросам речевого развития детей.
2.Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми в процессе
работы клуба «Говорушки».
3.Транслировать опыт работы по данной теме для педагогов в районе.
Уровень родительской
мотивации на заключительном этапе реализации проекта На
сегодняшний день у меня сложилась определенная система работы с
родителями. Использование разнообразных форм взаимодействия дало определенные
результаты:
1.Родители активно включены в коррекционно-развивающий
процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, фиксируют
свои достижения в «Дневнике успеха»
2. Родители самостоятельно используют материалы
из копилки «Домашний логопед».
3.Предлагают свою помощь педагогам в решении любых проблем.
4.Создана атмосфера доверия и взаимоуважения.
Заключение
Семья, где воспитывается ребенок с
нарушением речи, требует особого внимания и защиты. Такие семьи нуждаются в
помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения, развития детей с речевыми
нарушениями. В связи с этим актуальным
становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия
учителя-логопеда с родителями с целью повышения их психолого-педагогической
культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей. Изучая
опыт коллег, анализируя результаты работы с детьми по коррекции речи, я пришла
к выводу, что одной из основных целей моей работы является активизация
родителей, привлечение их внимания к тем коррекционным и педагогическим
задачам, которые осуществляются в деятельности с детьми, чтобы организовать
воспитание ребенка в семье и ДОУ более последовательным, а их взаимовлияние –
более эффективным. Для достижения оптимальных результатов
коррекционно-педагогической работы необходимо выполнять следующие требования:
1. Занятия
должны проводиться систематически, как в ДОУ, так и дома.
2. В
ДОУ и в семье необходимо осуществлять к ребенку индивидуальный подход.
3. Родители
должны неукоснительно выполнять требования логопеда и воспитателей.
4. Речевой
материал, который закрепляет малыш дома, необходимо скомпоновать,
систематизировать; четко объяснять ему и родителям, как и сколько выполнять
упражнения (задания) дома.
5. Постоянно
обеспечивать совместную плодотворную деятельность логопеда, воспитателя,
родителей и других специалистов.
6. Поддерживать
взаимопонимание между родителями и детьми.
7. Учитель-логопед
должен использовать в своей работе различные формы взаимодействия с родителями
с учетом уровня их образования и интересов.
Данная практика взаимодействия с родителями показала себя
достаточно эффективной:
- дети
лучше стали усваивать пройденный материал;
- большинство
детей с интересом занимаются с логопедом и дома с родителями;
- поднялся
уровень речевого и эмоционального развития детей;
- повысилась
активность и компетентность родителей в коррекционно-педагогическом
процессе.
В ходе
моей работы над педагогической идеей я еще раз убедилась, главное в нашей педагогической деятельности,
чтобы подход к работе не носил формальный характер. Изобрести что-то новое в
педагогике невозможно, а вот наполнить новым содержанием, применив современные
интерактивные приемы и методы можно. И как результат эффективности такой работы
– повышение качества образования наших детей за счет активного включения
родителей в образовательный процесс, что оказалось вещью вполне реальной.
Библиография
1.
Арнаутова,
Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в
современных условиях / Е.П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. – 2004. - №4. –
с. 23-35.
2.
Бабина Е. С.
Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической
работе. Логопед 2005 N 5.
3.
Бабина Е.С.
Помогаем детям вместе : [коррекционная работа логопеда зависит от условий
речевого развития ребенка в семье] // Дошкольное воспитание, 2005, № 12. С.
57-59.
4.
Баринова Г.
В. Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на
ребенка // Логопед в детском саду, 2004, № 1. С. 70-74.
5.
Вренева Е. 16 вопросов логопеду : [логопед и
родители] // Здоровье детей, 2008, № 1. С. 35-41.
7. Визель, Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой
речи. – М.: В. Секачев, 2005. – 16с.
6.
Громовая Н.В. Особенности взаимодействия
учителя-логопеда с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения.
\\ Образование в современной школе.-2007.№11.с 33-37.
7.
Заваденко
Н.Н. Родителям о развитии речи детей. Как вовремя заметить нарушения? – М.:
Маджерик, 2006. 42 с.
8.
Захарова Е.Н.
О работе логопеда с родителями. // Логопед, 2006, № 6. С.54 – 58.
9.
Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка
в семье. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. 115 с.
10.
Михнева Е.Б. Участие родителей в
коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей
дошкольного возраста.// Логопед в детском саду, 2006, № 4. С. 56 – 60.
11.
Овчинникова Е. В. Организация сотрудничества
логопеда и родителей // Логопед, 2007, № 6. С. 74-78.
12.
Перчаткина Е.И. Сотрудничество логопеда и
родителей в исправлении дефектов звукопроизношения у детей дошкольного возраста
(Текст) // Методист.- 2010.-№1.- с. 65-67.
13.
Романович О.А. Изучение условий семейного
воспитания детей с недостатками речи.// Логопед, 2009, № 3. С. 86 – 89.
14.
Шкурат В. В. Детско-родительский проект как
средство развития речи и познавательных способностей дошкольников // Логопед,
2007, № 6. С. 80-83.
Приложение 1
Поскольку нарушения речи
отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и
поведения, родители, которые могут оценить своих детей, услышать их ошибки,
должны быть максимально вовлечены в коррекционную работу. Чтобы ответить на ее
вопросы, родители должны не только прислушаться к речи своего ребенка, но и
подумать, что именно он произносит неправильно (звуки, слова или фразы) и как
произносит.
Полученные анкетные данные
говорят о том, ведется ли в семье работа по преодолению речевых недостатков и
предупреждению трудностей, готовы ли к ней родители, хотят ли они сотрудничать
с детским садом, продолжая совершенствовать речь своих детей.
Анкета для родителей “РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
РЕБЕНКА”
1. Фамилия, имя ребенка_____________________________________________
2. Дата рождения___________________________________________________
Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное
обоснование.
3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители,
детский сад.) ___________
4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да,
нет.) __________
5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.)
______________
6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) ________________
7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _______________
8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ______________
9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях
по развитию речи в детском саду?
________
10. Посещаете ли Вы групповые мероприятия?__________________________
11. Присутствуете ли на дет. праздниках?______________________________
12. Как относитесь к продуктам совместной деятельности?______________
Приложение 2
Договор о сотрудничестве учителя-логопеда
и родителей.
МАДОУ
«Сосново-Озерский детский сад «Золотой ключик»
1. Предмет договора
МАДОУ «Сосново-Озерский детский сад «Золотой
ключик» предоставляет услугу:
индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия по устранению дефектов
речи (исправление недостатков звукопроизношения и фонематического слуха).
2. Ответственность сторон:
Родители обязуются:
а) Сотрудничать с логопедом и
посещать консультационное занятие логопеда с ребенком не реже 1 раза в месяц
(по желанию родителей можно чаще).
б) Ежедневно заниматься с ребенком по заданию логопеда, записанному в тетрадь
для индивидуальной работы (15-20 мин. в день).
в) Приносить тетрадь для
логопедических занятий 2 раза в неделю, не забывать брать тетрадь домой (в
рабочие дни и на выходные).
Учитель-логопед обязуется:
а) Предоставлять высококвалифицированную коррекционную помощь по устранению
дефектов речи у ребенка.
б) Проводить с родителями
еженедельные консультации по устранению недостатков звукопроизношения и показу
продвижения детей.
Дополнительные условия
1.Логопед оставляет за собой право устанавливать и корректировать сроки
исправления недостатков речи у детей.
2.В случае невыполнения родителями обязанностей, оговоренных в договоре,
логопед не несет ответственности за своевременное исправление недостатков
звукопроизношения и имеет право обратиться к администрации детского сада с
просьбой о прекращении коррекционной работы.
Реквизиты сторон
Родитель
Логопед
________________________________________________________________
(подпись) (расшифровка
подписи) (подпись)
(расшифровка подписи)
Приложение 3
ДНЕВНИК УСПЕХА
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
( 20… 20…) учебный год.
Месяц |
Фиксация успехов ребенка |
Сентябрь |
|
Октябрь |
|
Ноябрь |
|
Декабрь |
|
Январь |
|
Февраль |
|
Март |
|
Апрель |
|
Май |
|