23.04.2019
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
«СОСНОВО-ОЗЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД
«ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
Конспект индивидуального логопедического занятия
«ПУТЕШЕСТВИЕ ЖУКА В ПЕСОЧНУЮ СТРАНУ»
Учитель-логопед:
Дармаева О.Ю.
с. Сосново-Озёрское
2019 год.
Тема занятия: «Путешествие жука в Песочную
страну»
Цель: автоматизировать звук [Ж] в
слогах, словах, предложениях с применением песочной терапии.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить
правильное звукопроизношение звука [Ж] в словах, предложении;
- закрепить
умение выполнять артикуляционные упражнения в полном объеме;
- умение давать
характеристику акустико-артикуляционную характеристику звука;
- совершенствовать
навыки звукового анализа и синтеза;
- учить
составлять развернутое предложение по опорным словам;
Коррекционно-развивающие:
- развивать
фонематическое восприятие на основе повторения слоговых рядов, чистоговорок;
- развивать
тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
- развивать силу
голоса и интонационную выразительность речи.
Воспитательные: воспитывать самоконтроль за собственной речью, инициативность.
Оборудование: Схема артикуляционного уклада,
картинный материал, ПК, презентация, центр «Песочная страна» (песок в лотках),
зеркало, киндер игрушки в названии, которых слышится звук [Ж], формы для песка,
опорные схемы для составления предложения.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Приветствие,
введение в тему занятия.
Логопед: Чтобы
попасть в «Песочную» страну, надо закрыть глаза и произнесите за мной
заклинание:
«Песочная фея
нам помоги,
В страну
волшебную перенеси,
В ладоши мы
хлопнем раз, два и три,
Сердце свое для
добра распахни!
А еще желательно
делать все внимательно!
(Логопед снимает
ткань с песочницы).
Л: В песочной
стране кто-то живет, хочешь узнать кто? Угадай загадку, и узнаешь, кто живет в
Песочной стране.
Загадка: Не жужжу, когда сижу.
Не жужжу, когда
хожу.
Не жужжу, когда
тружусь,
А жужжу, когда
кружусь».
Кто же это?
Л: Правильно,
молодец! А вот и наш новый друг Жук. Сегодня мы будем с ним играть и помогать
ему справляться с разными препятствиями, учиться правильно произносить звук [Ж].
Назови, кого мы можем встретить на полянке, каких насекомых. Посмотри сколько,
названных насекомых прилетело на полянку.
2.Уточнение артикуляционного образа звука [Ж]. Презентация.
Артикуляционная
гимнастика «Жук».
Л: Давай
вспомним, как жужжит наш язычок, когда произносит звук [ж]. Посмотрите на экран
(нашу схему). Что делают наши губы и зубы?
Р: Наши губки и
зубки разомкнуты и округлены, зубы разомкнуты.
Л: А что делает
язычок?
Р: Кончик
широкого язычка приближен к передней части «потолочка», боковые края языка
подняты и прижаты к коренным зубкам, а серединка язычка опущена.
Л: Какой звук Ж?
Р: Согласный.
Горлышко поет, дрожит! Это звонкий звук Ж.
Л: Правильно.
Молодец. Жук жужжит – губы «рупором», язык во рту «чашечкой», боковые края
языка плотно прилегают к верхним коренным зубам, воздух выдыхается равномерно
посредине языка, звук Ж произносится с включением голоса. На ладони,
поднесенной ко рту, ощущается теплая струя воздуха. Звук согласный, твердый,
звонкий.
Упражнение на
дыхание «Что под песком?» (заранее в песке спрятаны маленькие игрушки со звуком
[Ж]).
Л: Посмотри, что
это там… О, да здесь целый бархан из песка. Давай посмотрим, кто там прячется,
но для этого тебе понадобится волшебная трубочка.
Л: Возьми
волшебную трубочку и подуй в песок. Набирай воздух через нос, не поднимая плеч,
надуй живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся дуть так, чтобы
воздушная струя была долгой (ребенок находит фигурки со звуком [Ж]).
3. Развитие фонематического восприятия звука [Ж] в
словах.
В слове «жук»
какой первый звук?
Л: Жук очень
любит играть. Давай поиграем в игру «Поймай звук». Я буду произносить слова, а
ты хлопни в ладоши, если услышишь звук [Ж], будь внимательным. (Слова:
медвежонок, ручка, желудь, снежок, сок, коржики, мячик, жираф, пирамидка, жевательная
резинка, книга, жар-птица, журнал, жаба).
Л: Посмотри,
впереди болотце, чтобы через него перебраться, надо прыгать с кочки на кочку
повторяя слоги. Помоги Жучку пройти болото.
ЖО-ЖУ-ЖИ-ЖЕ
ЖА-ЖУ-ЖЕ-ЖИ ЖА-ЖО-ЖИ-ЖЕ ЖА-ЖО-ЖИ-ЖУ ЖА-ЖО-ЖУ-ЖЕ
Закончи словом.
ЖА-ЖА-ЖА –ЖАБА, ЖУ-ЖУ-ЖУ- ….., ЖЫ-ЖЫ-ЖЫ-…,УЖ-УЖ-УЖ- ….
- Молодец, вот и
перебрались через болото. И дошли до домика Жабы.
4.
Физкульт минутка.
Развитие общей
моторики. Автоматизация звука [ж] в словах.
Л: Повторим
стихотворение и выполним движения.
Жа-жа-жа, жуки жужжат, (взмах крыла (руки) в
стороны)
Дождик в небе
сторожат, (поворот головы вправо и влево)
Чтобы солнце
жарко грело (поднимаем ручки вверху)
Не сбежало, не
присело, (топаем ножками и приседаем)
Дружно в небе
покружились, (кружатся вокруг себя)
На лужайку
приземлились (сели на пол)
Отдохнули,
полежали
И работать
продолжаем.
Л: Молодец!
Давай вспомним, что же делал жук?
Р: Кружится,
сторожит дождик, лежит, жужжит.
Л: Хорошо!
Молодец!
5. Развитие звукового-слогового анализа и синтеза.
Л: Полетел наш
жук дальше и увидел… что?
Л: Соревнования
по прыжкам. Кто дальше прыгнет. (маленькими фигурками со звуком [Ж])
Рисование
кругов на песке, проговаривая слова со звуком [Ж] по слогам. У кого
самое длинное слово, у кого короткое. (Жи-раф, уж, же-лез-ный, жел-тый, жук, жи-ли-ще).
Посели друзей
Жука в домики. (на песке нарисованы домики с окошечками. Одно окно – 1 слог в
слове, 2 окна -2 слога в слове и т.д.)
6. Развитие лексико-грамматических категорий. Согласование имен существительных
с именами прилагательными.
Л: После веселой
прогулки жук полетел в магазин. Он очень любит желтый цвет. Посмотри, сколько разных вещей желтого цвета он накупил.
(Просматриваем слайд)
Л: Что же это? (Желтая
кукуруза).
Л: Что же еще? (Желтое
ожерелье, желтую кружку, желтый жилет).
Л: Умница! А Ты
любишь желтый цвет?
7. Автоматизация звука [ж] в предложении.
Л: Путешествовал
наш Жучок и встретил почтальона Жирафа. Жираф отдал жуку письмо.
«Жучок!
Как жужжишь?
Приезжай: дам
пирожок!
Уже тебя жду!
Желаю лететь
осторожно!
Р: (передает по
одному слову)
Л: Ну вот жук
все и узнал и побежал собирать чемоданчик, ведь жучок так давно не ел маминого
пирога с черничным вареньем. Продолжи предложения. Слайд.
8. Итог занятия.
Л: Жук благодарит
тебя за помощь, он очень рад, что у него
появились такие друзья.
Давай вспомним,
с кем ты сегодня познакомился.
Как жужжал наш
друг?
Что делали?
Р: Мы встретили
жука, жабу, жирафа. Помогали жуку. Ходили в магазин, читали письмо-телеграмму…
Л: Молодец! Мы
сегодня очень хорошо потрудились и поиграли. Нам пора прощаться! До свидания! В
следующий раз мы будем встречаться с другими интересными героями, я буду тебя
ждать!
Р: До свидания!
До встречи!