Мастер-класс на день инвалида

12.12.2019

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

«СОСНОВО-ОЗЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД  «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

 

 

 

 

 

 

 

 МАСТЕР-КЛАСС

НА «ДЕНЬ ИНВАЛИДА» В ШКОЛУ 

   

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед: Дармаева О.Ю.

   

с. Сосново-Озёрское

2020 год.

Добрый день! Приветствую всех присутствующих такого значимого мероприятия. Хотела бы представиться,  учитель-логопед МАДОУ «Золотой ключик» -  Дармаева О.Ю. Буквально вчера мне позвонили и пригласили, как мне сказали, по просьбе родителей детей.   Меня попросили показать что-нибудь из своей работы, может чему-нибудь научить родителей.

Особенностью логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является максимальное включение всех анализаторов человеческого организма, материализация действия с опорой на вспомогательные средства, а также использование разнообразной наглядности.

 Наш детский сад посещают дети с ОВЗ. Поэтому проведение коррекционной работы с детьми организуется через выполнение заданий разного уровня сложности с использованием эффективных традиционных и инновационных технологий, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Сегодня, я хотела бы показать несколько технологий, которые использую в своей работе.

Цель: знакомство и обучение участников мастер-класса применению инновационных современных технологий, используемых на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Цель определила необходимость постановки и решения следующих задач:

− познакомить участников и слушателей мастер-класса с наиболее эффективными инновационными техниками, которые используются на логопедических занятиях с целью повышения качества коррекционной работы с детьми с ОВЗ;

− повысить уровень профессиональной компетентности педагогов;

− заинтересовать педагогов, родителей этими техниками для применения в работе;

− создать условия для обмена опытом участников мероприятия.

Любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не влияет на базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально её модифицирует. Таким образом, использование данных технологий способствует

 − повышению у детей интереса к выполнению артикуляционных упражнений;

− улучшению невербальных психических функций: памяти, внимания, мышления, временных и пространственных представлений, мелкой моторики;

− расширению детских представлений об окружающем их мире;

− повышению мотивации к логопедическим занятиям;

− педагоги, воспитатели используют инновационные технологии не только в организованной образовательной деятельности, а также в режимных моментах;

− родители (которые ознакомлены) также заинтересованы в их проведении;

− удалось решить конкретные логопедические задачи: улучшился лексико-грамматический строй речи, фонетико-фонематическая сторона речи, синтаксический компонент, связная речь.

Опыт использования технологий говорит о положительных результатах работы, которая прослеживается в динамике речевого развития детей с речевыми нарушениями. Ребёнок с ОВЗ, научившийся общаться, легко входит в контакт со взрослыми и сверстниками, а значит, становится более социализированным в обществе.

Участники мастер-класса — учителя-логопеды, воспитатели групп комбинированной и компенсирующей направленности, родители, имеющие детей с ОВЗ.

На нашем мастер-классе предлагаются следующие технологии:

- «Биоэнергопластика»

-  «Кинезиология»

-  «Камешки Марблс»

- «Су-Джок терапия»

- «Мнемотехника».

 Представлено оборудование— массажные шарики, колечки «Су-джок», камешки Марблс, таблицы, Мнемотаблицы, листы бумаги, фломастеры, наглядный материал для выполнения заданий по предлагаемым технологиям — карточки с заданием, сказки-связки.

 Биоэнергопластика

Цель: развитие артикуляционной и мелкой моторики, развитие координации движений, активизация интеллектуальной деятельности. Бионергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.

Основной принцип биоэнергопластики — это сопряженная работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата. Использовать можно музыкальное сопровождение, персонажи, перчатки, счет, стихи, презентационные материалы.

 Благодаря совместному движению руки и артикуляционного аппарата активизируется естественное распределение биоэнергии в организме. Развивается координация движений и мелкая моторика, формируются кинестетические ощущения.

Одновременно выполняются упражнения:

а) «Улыбка» — губы растянуты в улыбку, ладонь находится в вертикальном положении, пальцы широко расставлены;

 б) «Хоботок» — губы вытягиваются в трубочку, ладонь с согнутыми пальцами, образует трубочку;

в) «Лопаточка» — открыть рот, высунуть широкий расслабленный язык, рука перед собой ладонью вверх, пальцы соединены между собой, удерживать позу под счет до 5;

г) «Иголочка» - рот открыт, узкий язык вытягивается вперед, пальцы сжаты в кулак, указательный палец выставлен вперёд.

Это статические упражнения. Они способствуют развитию мышечной силы. а) «Качели» - кончик языка двигается поочередно то к верхней, то к нижней губе, ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении, движение ладони вниз-вверх;

б) «Часики» - рот открыт, губы растянуты в улыбке, переставлять напряженный язык от одного уголка рта к другому, сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук влево — вправо под счет раз-два;

в) «Почистим зубки» — язык двигается по зубам, под губой, согнутая ладонь с сомкнутыми пальцами, ладонь выпрямляется, опять сгибается, затем согнутая ладонь движется влево-вправо;

г) «Вкусное варенье» — широкий язык поднимается вверх, облизывая верхнюю губу, ладонь в форме чашечки, сомкнутые пальцы сгибать-разгибать. Это — динамические упражнения. Они нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, лёгкими, ритмичными.

Для детей младшего возраста артикуляционные упражнения с элементами биоэнергопластики можно использовать в форме сказок, стихов.

Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время для выполнения артикуляционной гимнастики, усиливая результативность. Она позволяет убрать зрительную опору-зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям, т. к. в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.

Кинезитерапия – это один из видов лечебной физкультуры.   Хочу такой сайт

Цель: активизация различных отделов коры больших полушарий, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления. Кисть руки имеет большое представительство в коре головного мозга. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Кинезиологические методы позволяют синхронизировать работу полушарий головного мозга, влияют на развитие умственных способностей и физического здоровья, повышение возможностей человека путём выявления потенциала, заключённого в физическом теле (т. е. развитие компенсаторных механизмов личности), развитие памяти, внимания, речи, мышления, облегчают процесс письма.

Показ и выполнение кинезиологических упражнений. Попробуем вместе размыслить и показать упражнение.

«Колечко». Соединяем в кольцо с большим пальцем последовательно все пальцы руки. Выполняем в быстром темпе. Вначале каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Кулак-ребро-ладонь». Три положения руки сменяют поочерёдно друг друга.

«Лезгинка». Левая рука — в кулаке, большой палец отставлен в сторону, правой рукой прямой ладонью прикоснуться к мизинцу левой. Сменить положение рук.

«Ухо-нос». Левой рукой берёмся за кончик носа, правой — за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, поменять положение рук «с точностью до наоборот» Усложняем: делаем хлопок в ладоши.

«Змейка». Скрестить руки ладонями вниз, сцепить пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте поочерёдно каждым пальцем по инструкции.

Вы устали сидеть, сейчас немного подвигаемся и поразмыслим, как выполнять упражнение правильно.

«Сорви яблоки». Представить, что перед вами высокая яблоня со спелыми яблоками. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки. Сорвите яблоко и положите в корзину, стоящую на земле. То же выполнить левой рукой.

«Перекрёстное марширование». Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь их правой и левой рукой по противоположной ноге. «Велосипед». Упражнение выполняется в парах. Встать напротив друг друга, коснуться ладонями ладоней партнёра. Совершать движения, аналогичные тем, которые выполняют ноги при езде на велосипеде, с напряжением.

«Задуть свечу». Представить, что перед вами 5 свечей. Сначала задуть большой струёй воздуха одну свечу, затем этот же объём воздуха распределить на 5 равных частей, чтобы задуть все.

«Восьмёрка». В воздухе указательным пальцем рисуем знак бесконечности как можно большего размера, следить не моргающими глазами за рукой. Те же движения выполняем другой рукой.   

Камешки Марблс.  Цель: воздействие на биологически активные точки кистей рук, стимулирование речевых зон коры головного мозга, снятие негативного напряжения. К сожалению, мы такие камешки не приобрели. Если у кого есть данные камешки Марблс (они цветные), с ними выполняются задания «Наряди елку», «Собери снежинку», «Приведи пчелку к домику» и т. д. Упражнения с камешками тренируют у детей мелкую моторику, ловкость, глазомер, координацию движений, привлекают внимание, вызывают положительные реакции, радость, улыбку. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам. Работа с камешками не бывает механической, т. к. цвета поддерживают интерес и улучшают продуктивность. Это всё ускоряет развитие речи. Игры с камешками развивают тактильные ощущения, пространственные представления, развивают лексико-грамматические категории, фонематическое восприятие, психические процессы, фантазию. Их используют для профилактики дисграфии.

«Су-джок» В своей работе я активно использую Су-Джок-терапию. В переводе с корейского языка Су-кисть, Джок-стопа.

Этот метод был разработан южно-корейским ученым профессором Пак Чже Ву. Что же такое Су-Джок? Это в первую очередь самомассаж, который является частью логопедической работы: данный вид массажа не только полезен, но и очень интересен детям и положительно сказывается на самочувствии.

-Нормализует мышечный тонус, развивает координацию движений и мелкой моторики;

-Активизирует области кары головного мозга, способствует установлению межполушарных связей;

-Использование элементов Су-Джок терапии в различных видах деятельности.

-Совершенствуются навыки пространственной ориентации, развивается память, внимание.

Технология интересна тем, что подобные упражнения можно проводить не только логопедам и педагогам в детском саду, но и дома самими родителями.

Показ и выполнение упражнений для кистей рук при помощи массажного шарика «Су-Джок».

«Волки и зайцы»

Жили-были злые волки,

У них зубы как иголки (поочерёдно сжимают руками,

Очень их боялись зайцы,

Что резвились на лужайке (спокойно катаем между ладошками).

Как увидят – наутёк!

Не догонишь, серый волк (катаем быстро!)

 

Катать массажный шарик по ладошкам и пальцам:

 — «Катится колючий ёжик,

Нет ни головы, ни ножек.

По ладошке он бежит и пыхтит.

Между пальчиками бежит и пыхтит.

Бегает туда-сюда, мне щекотно, да-да-да.

Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь».

— Возьмите колечко и помассируйте им каждый палец на руках.

— «Я колечко одеваю и на пальчике катаю.

Ты, колечко, не ленись, пальчик, пальчик потрудись».

Таким образом, в процессе игры формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речедвигательным центрам. При помощи массажа «Су-джок» происходит воздействие на точки кистей рук, что способствует стимуляции речевых зон коры головного мозга и снятию напряжения. Развитие мелкой моторики способствует развитию высших корковых функций: памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, работоспособности, усидчивости. Происходит снятие напряжения, развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка. Рекомендуем массаж выполнять в начале занятия, в середине и перед выполнением письменных работ. Стихи дети заучивают и проговаривают вместе с движениями. «Мнемотехника»

Цель: обучение эффективному запоминанию и воспроизведению информации через преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации).

 Мнемотехника — совокупность приёмов и методов запоминания информации, используя визуальные и звуковые примеры. Приемы мнемотехники используются для составления описательных рассказов, пересказа текста, запоминания и проговаривания скороговорок, стихов и потешек.

Предлагается познакомиться со сказками-связками для автоматизации отдельных групп звуков в предложениях. Первоначально знакомимся с символами, которые будут встречаться в тексте. Затем составляются предложения, связный текст.

  предлог «К»

 предлог «В»

   глагол «ИДЕТ»

   глагол «ПРЫГАЕТ»

   глагол «ЕСТ»

   «ЕЖИК»

  «ДВОР»

  «ГРУША».

 Сказка-связка для закрепления произношения звуков Ш, Ж «Ёжик и кошка»

1 2 3 4 5 6 Примерный текст сказки — связки «Ёжик и кошка»: Ежик пришел во двор. Ежик нашел (увидел) грушу. Ежик стал кушать грушу. Рыжая кошка подошла к ежику. Кошка прыгнула на ежика. Кошка уколола лапу, замяукала и побежала домой. Такие мнемотаблицы можно использовать готовые и составлять самостоятельно по разным лексическим темам для − закрепления правильного произношение звуков в словах, фразах и предложениях; − правильного употребления в речи предлогов; − обогащения и активизации словарного запаса; − развития внимания, памяти, логического мышления. Мнемотехника облегчает запоминание, развивает образное мышление с помощью символов, полисенсорного воздействия, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и активизируя компенсаторные механизмы. Служит для снятия эмоционального напряжения и психологической разгрузки, позволяет создавать положительный эмоциональный фон, формирует интерес к учёбе, снижает тревожность, облегчает взаимодействие друг с другом. В результате, использование инновационных технологий с детьми с ограниченными возможностями здоровья − существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков (процесс постановки и автоматизации); − повышает интерес и положительный эмоциональный настрой; − активизирует познавательную и мыслительную деятельность, а также − психические процессы, способствующие общему развитию ребенка; − развивает все компоненты речевой системы; − уменьшает утомляемость, дольше сохраняется работоспособность; − повышает мотивацию к преодолению речевых нарушений; − способствует профилактике и коррекции нарушений письма и чтения; − регулирует неврологический тонус, снимается перегрузка; − создаёт условия для оптимальной работы всех анализаторов; − реальным становится «вытаскивание и раскручивание» скрытых ресурсов ребёнка с проблемами в развитии, т. е. развитие компенсаторных механизмов личности.

 

Литература:

1.     Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.

2.     Психогимнастика. М.: Сфера, 2001. [с.221–234]

3.     Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. М.: Аркти, 2001. [с.132–134]

4.     Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Хочу в школу. М.: Аркти, 1999. [с.87–92]

5.     Косинова Е. М. Уроки логопеда: игры для развития речи. М.: ОЛИСС, 2011. [с.35–38]

6.     Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М., 1986. [с.55–66]

7.     Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973 [с.22–24]

8.     Берлина В. С., Чекалина С. В. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В. М. Акименко. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. [с.105–109]

9.     Степанова М. А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей // Логопед. 2009. № 7. [с.6–7]  

Сиротюк А. Л. Кинезиологические упражнения.- М., 2003г. [с.34–42]  

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».