12.12.2019
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ –
«СОСНОВО-ОЗЕРСКИЙ
ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
МАСТЕР-КЛАСС
НА «ДЕНЬ ИНВАЛИДА» В ШКОЛУ
Учитель-логопед:
Дармаева О.Ю.
с.
Сосново-Озёрское
2020
год.
Добрый день!
Приветствую всех присутствующих такого значимого мероприятия. Хотела бы
представиться, учитель-логопед МАДОУ
«Золотой ключик» - Дармаева О.Ю. Буквально
вчера мне позвонили и пригласили, как мне сказали, по просьбе родителей
детей. Меня попросили показать
что-нибудь из своей работы, может чему-нибудь научить родителей.
Особенностью
логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является
максимальное включение всех анализаторов человеческого организма, материализация
действия с опорой на вспомогательные средства, а также использование разнообразной
наглядности.
Наш детский сад посещают дети с ОВЗ. Поэтому
проведение коррекционной работы с детьми организуется через выполнение заданий
разного уровня сложности с использованием эффективных традиционных и инновационных
технологий, основной целью которых является модернизация образовательного
процесса.
Сегодня, я
хотела бы показать несколько технологий, которые использую в своей работе.
Цель: знакомство и обучение
участников мастер-класса применению инновационных современных технологий,
используемых на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Цель определила
необходимость постановки и решения следующих задач:
− познакомить участников и
слушателей мастер-класса с наиболее эффективными инновационными техниками,
которые используются на логопедических занятиях с целью повышения качества
коррекционной работы с детьми с ОВЗ;
− повысить уровень
профессиональной компетентности педагогов;
− заинтересовать педагогов,
родителей этими техниками для применения в работе;
− создать условия для обмена
опытом участников мероприятия.
Любая инновация,
используемая в логопедической практике, относится к так называемым
«микроинновациям», поскольку её использование не влияет на базисную организацию
логопедической помощи, а лишь локально её модифицирует. Таким образом,
использование данных технологий способствует
− повышению у детей интереса к выполнению
артикуляционных упражнений;
− улучшению невербальных
психических функций: памяти, внимания, мышления, временных и пространственных
представлений, мелкой моторики;
− расширению детских
представлений об окружающем их мире;
− повышению мотивации к
логопедическим занятиям;
− педагоги, воспитатели
используют инновационные технологии не только в организованной образовательной
деятельности, а также в режимных моментах;
− родители (которые ознакомлены)
также заинтересованы в их проведении;
− удалось решить конкретные
логопедические задачи: улучшился лексико-грамматический строй речи,
фонетико-фонематическая сторона речи, синтаксический компонент, связная речь.
Опыт
использования технологий говорит о положительных результатах работы, которая
прослеживается в динамике речевого развития детей с речевыми нарушениями.
Ребёнок с ОВЗ, научившийся общаться, легко входит в контакт со взрослыми и
сверстниками, а значит, становится более социализированным в обществе.
Участники
мастер-класса — учителя-логопеды, воспитатели групп комбинированной и
компенсирующей направленности, родители, имеющие детей с ОВЗ.
На нашем
мастер-классе предлагаются следующие технологии:
- «Биоэнергопластика»
- «Кинезиология»
- «Камешки Марблс»
- «Су-Джок терапия»
- «Мнемотехника».
Представлено оборудование— массажные шарики,
колечки «Су-джок», камешки Марблс, таблицы, Мнемотаблицы, листы бумаги,
фломастеры, наглядный материал для выполнения заданий по предлагаемым
технологиям — карточки с заданием, сказки-связки.
Биоэнергопластика
Цель: развитие артикуляционной и
мелкой моторики, развитие координации движений, активизация интеллектуальной
деятельности. Бионергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает
моторные возможности ребёнка по всем параметрам, способствует коррекции
звукопроизношения, фонематических процессов.
Основной принцип
биоэнергопластики — это сопряженная работа кистей, пальцев рук и
артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого
аппарата. Использовать можно музыкальное сопровождение, персонажи, перчатки,
счет, стихи, презентационные материалы.
Благодаря совместному движению руки и
артикуляционного аппарата активизируется естественное распределение биоэнергии
в организме. Развивается координация движений и мелкая моторика, формируются
кинестетические ощущения.
Одновременно выполняются
упражнения:
а) «Улыбка» — губы растянуты в
улыбку, ладонь находится в вертикальном положении, пальцы широко расставлены;
б) «Хоботок» — губы вытягиваются в трубочку,
ладонь с согнутыми пальцами, образует трубочку;
в) «Лопаточка» — открыть рот,
высунуть широкий расслабленный язык, рука перед собой ладонью вверх, пальцы
соединены между собой, удерживать позу под счет до 5;
г) «Иголочка» - рот открыт, узкий
язык вытягивается вперед, пальцы сжаты в кулак, указательный палец выставлен
вперёд.
Это статические упражнения. Они
способствуют развитию мышечной силы. а) «Качели» - кончик языка двигается
поочередно то к верхней, то к нижней губе, ладонь с сомкнутыми пальцами в
вертикальном положении, движение ладони вниз-вверх;
б) «Часики» - рот открыт, губы
растянуты в улыбке, переставлять напряженный язык от одного уголка рта к
другому, сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук
влево — вправо под счет раз-два;
в) «Почистим зубки» — язык
двигается по зубам, под губой, согнутая ладонь с сомкнутыми пальцами, ладонь
выпрямляется, опять сгибается, затем согнутая ладонь движется влево-вправо;
г) «Вкусное варенье» — широкий
язык поднимается вверх, облизывая верхнюю губу, ладонь в форме чашечки,
сомкнутые пальцы сгибать-разгибать. Это — динамические упражнения. Они нормализуют
мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, лёгкими, ритмичными.
Для детей младшего возраста
артикуляционные упражнения с элементами биоэнергопластики можно использовать в
форме сказок, стихов.
Синхронизация
работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время для выполнения
артикуляционной гимнастики, усиливая результативность. Она позволяет убрать зрительную
опору-зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям, т. к. в реальной
жизни дети не видят свою артикуляцию.
Кинезитерапия – это один из видов
лечебной физкультуры.
Цель: активизация различных
отделов коры больших полушарий, развитие способностей, памяти, внимания, речи,
мышления. Кисть руки имеет большое представительство в коре головного мозга.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени
сформированности тонких движений пальцев рук. Следовательно, развивающая работа
должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Кинезиологические методы
позволяют синхронизировать работу полушарий головного мозга, влияют на развитие
умственных способностей и физического здоровья, повышение возможностей человека
путём выявления потенциала, заключённого в физическом теле (т. е. развитие
компенсаторных механизмов личности), развитие памяти, внимания, речи, мышления,
облегчают процесс письма.
Показ и выполнение
кинезиологических упражнений. Попробуем вместе размыслить и показать
упражнение.
«Колечко». Соединяем в кольцо с
большим пальцем последовательно все пальцы руки. Выполняем в быстром темпе.
Вначале каждой рукой отдельно, затем вместе.
«Кулак-ребро-ладонь». Три
положения руки сменяют поочерёдно друг друга.
«Лезгинка». Левая рука — в
кулаке, большой палец отставлен в сторону, правой рукой прямой ладонью
прикоснуться к мизинцу левой. Сменить положение рук.
«Ухо-нос». Левой рукой берёмся за
кончик носа, правой — за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос,
поменять положение рук «с точностью до наоборот» Усложняем: делаем хлопок в
ладоши.
«Змейка». Скрестить руки ладонями
вниз, сцепить пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте поочерёдно каждым
пальцем по инструкции.
Вы устали сидеть, сейчас немного
подвигаемся и поразмыслим, как выполнять упражнение правильно.
«Сорви яблоки». Представить, что
перед вами высокая яблоня со спелыми яблоками. Потянитесь правой рукой как
можно выше, поднимитесь на цыпочки. Сорвите яблоко и положите в корзину,
стоящую на земле. То же выполнить левой рукой.
«Перекрёстное марширование».
Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь их правой и левой
рукой по противоположной ноге. «Велосипед». Упражнение выполняется в парах.
Встать напротив друг друга, коснуться ладонями ладоней партнёра. Совершать движения,
аналогичные тем, которые выполняют ноги при езде на велосипеде, с напряжением.
«Задуть свечу». Представить, что
перед вами 5 свечей. Сначала задуть большой струёй воздуха одну свечу, затем
этот же объём воздуха распределить на 5 равных частей, чтобы задуть все.
«Восьмёрка». В воздухе
указательным пальцем рисуем знак бесконечности как можно большего размера,
следить не моргающими глазами за рукой. Те же движения выполняем другой рукой.
Камешки Марблс. Цель: воздействие на биологически активные
точки кистей рук, стимулирование речевых зон коры головного мозга, снятие негативного
напряжения. К сожалению, мы такие камешки не приобрели. Если у кого есть данные
камешки Марблс (они цветные), с ними выполняются задания «Наряди елку», «Собери
снежинку», «Приведи пчелку к домику» и т. д. Упражнения с камешками тренируют у
детей мелкую моторику, ловкость, глазомер, координацию движений, привлекают
внимание, вызывают положительные реакции, радость, улыбку. В процессе игры у
детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым
двигательным центрам. Работа с камешками не бывает механической, т. к. цвета поддерживают
интерес и улучшают продуктивность. Это всё ускоряет развитие речи. Игры с
камешками развивают тактильные ощущения, пространственные представления,
развивают лексико-грамматические категории, фонематическое восприятие,
психические процессы, фантазию. Их используют для профилактики дисграфии.
«Су-джок» В своей работе я
активно использую Су-Джок-терапию. В переводе с корейского языка Су-кисть,
Джок-стопа.
Этот метод был разработан
южно-корейским ученым профессором Пак Чже Ву. Что же такое Су-Джок? Это в
первую очередь самомассаж, который является частью логопедической работы:
данный вид массажа не только полезен, но и очень интересен детям и положительно
сказывается на самочувствии.
-Нормализует мышечный тонус,
развивает координацию движений и мелкой моторики;
-Активизирует области кары
головного мозга, способствует установлению межполушарных связей;
-Использование элементов Су-Джок
терапии в различных видах деятельности.
-Совершенствуются навыки
пространственной ориентации, развивается память, внимание.
Технология интересна тем, что
подобные упражнения можно проводить не только логопедам и педагогам в детском
саду, но и дома самими родителями.
Показ и
выполнение упражнений для кистей рук при помощи массажного шарика «Су-Джок».
«Волки и зайцы»
Жили-были злые волки,
У них зубы как иголки (поочерёдно сжимают руками,
Очень их боялись зайцы,
Что резвились на лужайке (спокойно катаем между ладошками).
Как увидят – наутёк!
Не догонишь, серый волк (катаем быстро!)
Катать массажный шарик по
ладошкам и пальцам:
— «Катится колючий ёжик,
Нет ни головы, ни ножек.
По ладошке он бежит и пыхтит.
Между пальчиками бежит и пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно,
да-да-да.
Уходи колючий ёж в тёмный лес,
где ты живёшь».
— Возьмите колечко и помассируйте
им каждый палец на руках.
— «Я колечко одеваю и на пальчике
катаю.
Ты, колечко, не ленись, пальчик,
пальчик потрудись».
Таким образом, в процессе игры
формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речедвигательным
центрам. При помощи массажа «Су-джок» происходит воздействие на точки кистей
рук, что способствует стимуляции речевых зон коры головного мозга и снятию
напряжения. Развитие мелкой моторики способствует развитию высших корковых функций:
памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, работоспособности,
усидчивости. Происходит снятие напряжения, развитие познавательной, эмоционально-волевой
сфер ребенка. Рекомендуем массаж выполнять в начале занятия, в середине и перед
выполнением письменных работ. Стихи дети заучивают и проговаривают вместе с
движениями. «Мнемотехника»
Цель: обучение эффективному
запоминанию и воспроизведению информации через преобразование абстрактных
символов в образы (перекодирование информации).
Мнемотехника — совокупность приёмов и методов
запоминания информации, используя визуальные и звуковые примеры. Приемы
мнемотехники используются для составления описательных рассказов, пересказа
текста, запоминания и проговаривания скороговорок, стихов и потешек.
Предлагается познакомиться со
сказками-связками для автоматизации отдельных групп звуков в предложениях.
Первоначально знакомимся с символами, которые будут встречаться в тексте. Затем
составляются предложения, связный текст.
предлог «К»
предлог «В»
глагол «ИДЕТ»
глагол «ПРЫГАЕТ»
глагол «ЕСТ»
«ЕЖИК»
«ДВОР»
«ГРУША».
Сказка-связка для закрепления произношения
звуков Ш, Ж «Ёжик и кошка»
1 2 3 4 5 6 Примерный текст
сказки — связки «Ёжик и кошка»: Ежик пришел во двор. Ежик нашел (увидел) грушу.
Ежик стал кушать грушу. Рыжая кошка подошла к ежику. Кошка прыгнула на ежика.
Кошка уколола лапу, замяукала и побежала домой. Такие мнемотаблицы можно использовать
готовые и составлять самостоятельно по разным лексическим темам для − закрепления
правильного произношение звуков в словах, фразах и предложениях; − правильного
употребления в речи предлогов; − обогащения и активизации словарного запаса; −
развития внимания, памяти, логического мышления. Мнемотехника облегчает
запоминание, развивает образное мышление с помощью символов, полисенсорного
воздействия, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и активизируя
компенсаторные механизмы. Служит для снятия эмоционального напряжения и
психологической разгрузки, позволяет создавать положительный эмоциональный фон,
формирует интерес к учёбе, снижает тревожность, облегчает взаимодействие друг с
другом. В результате, использование инновационных технологий с детьми с
ограниченными возможностями здоровья − существенно ускоряет исправление неправильно
произносимых звуков (процесс постановки и автоматизации); − повышает интерес и
положительный эмоциональный настрой; − активизирует познавательную и
мыслительную деятельность, а также − психические процессы, способствующие
общему развитию ребенка; − развивает все компоненты речевой системы; −
уменьшает утомляемость, дольше сохраняется работоспособность; − повышает
мотивацию к преодолению речевых нарушений; − способствует профилактике и
коррекции нарушений письма и чтения; − регулирует неврологический тонус,
снимается перегрузка; − создаёт условия для оптимальной работы всех
анализаторов; − реальным становится «вытаскивание и раскручивание» скрытых
ресурсов ребёнка с проблемами в развитии, т. е. развитие компенсаторных механизмов
личности.
Литература:
1.
Сиротюк А. Л.
Коррекция развития интеллекта дошкольников.
2.
Психогимнастика.
М.: Сфера, 2001. [с.221–234]
3.
Ястребова А. В.,
Лазаренко О. И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры
устной речи у детей. М.: Аркти, 2001. [с.132–134]
4.
Ястребова А. В.,
Лазаренко О. И. Хочу в школу. М.: Аркти, 1999. [с.87–92]
5.
Косинова Е. М.
Уроки логопеда: игры для развития речи. М.: ОЛИСС, 2011. [с.35–38]
6.
Выготский Л. С.
История развития высших психических функций. М., 1986. [с.55–66]
7.
Кольцова М. М.
Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973 [с.22–24]
8.
Берлина В. С.,
Чекалина С. В. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В. М.
Акименко. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. [с.105–109]
9.
Степанова М. А.
Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей // Логопед.
2009. № 7. [с.6–7]
Сиротюк А. Л. Кинезиологические упражнения.- М.,
2003г. [с.34–42]