24.12.2019
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
«СОСНОВО-ОЗЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
ПРОЕКТ
«ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ»
2019 уч. год
Актуальность
проекта
В последние
годы образовательное пространство стремительно завоевывают
личностно-ориентированные технологии взаимодействия ребенка и педагога. В центре внимания личностно-ориентированных технологий
– уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к
максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для
восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в
разнообразных жизненных ситуациях. Ключевыми словами личностно-ориентированных
технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность»,
«свобода», «самостоятельность», «творчество».
Эти
технологии соответствуют организации воспитательного процесса на основе
глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального
развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику
воспитательного процесса. Именно поэтому актуально становится
разработка проекта личностно-ориентированной технологии.
Проблема
социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его
взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном
этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период
детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую
ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.
Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей приоритетная,
наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях,
поскольку любой стране нужны личности разносторонне развитые, умеющие найти
свое место в жизни, позитивные, легко вступающие в общение.
Паспорт проекта
Вид проекта: информационный,
практико-ориентированный, открытый.
Продолжительность: долгосрочный.
Сроки реализации: декабрь 2019 г. – май 2020 г.
Участники проекта: педагогический коллектив ДОУ, дети, родители.
Принципы реализации
проекта:
- добровольности;
- значимости (выбранные темы
актуальны и принимаемы);
- вариативности форм и методов;
- научности; сотрудничества;
- постоянства обратной связи;
- открытости.
Организация
работы:
Экспериментальная работа проводится на
базе МАДОУ «Сосново-Озерский детский сад
«Золотой ключик».
Цель
проекта:
Организация в дошкольном
учреждении системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ личностно-ориентированной
технологии
Задачи
проекта:
1. Формирование мотивационной
готовности участников образовательного
процесса к апробации новых форм, видов и содержания ЛОТ.
2.Совершенствование
профессионального уровня педагогов через использование творческих форм
активации и осмысления своей педагогической деятельности.
3.Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий
развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов.
4.Приоритет личностных отношений.
5.Индивидуальный подход к воспитанникам.
6. Стимулирование и поддержка
инновационных технологий ДОУ.
7. Подготовка методических рекомендаций по
теме проекта.
Ожидаемые результаты
1 .Развитие доверия
ребенка к миру, чувство радости.
2.Фомирование начал личности,
базиса личностной культуры.
3.Развитие
индивидуальности ребенка.
Продукт
1.Ребенок, умеющий
общаться со другим ребенком
2.ребенок, умеющий найти
свое место в коллективе
3.Ребенок , умеющий ориентироваться
в социуме
Принципы реализации проекта:
• принцип развивающего
образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер
образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его
ближайшего развития;
• сочетание принципа
научной обоснованности и практической применимости; единство воспитательных,
развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного
возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и
навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного
возраста;
• принцип интеграции
образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность,
социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы,
художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных
областей; решение программных образовательных задач в совместной деятельности
взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках
непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных
моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; построение образовательного
процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы
с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является
игра.
• принципы гуманизации,
дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа
гуманизации в проекте программы означает:
— признание уникальности
и неповторимости личности каждого ребенка;
— признание
неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
— уважение к личности
ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Пути решения проекта:
• обдумать «образ
будущего», представить модель того, что собираемся создавать;
• учесть требования и
мнения всех участников создаваемого будущего;
• разработать систему
реализации идей на основе реальной практики и возможностей ДОУ;
• оценить риски
реализации проекта.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта
рассчитана с «1 декабря 2019 г. по 1 апреля 2020г.»
№ |
Этапы |
Цель |
Срок |
1 |
Подготовительно проектировочный этап |
Изучение литературы по теме, составление
и проектирование работы |
|
2 |
Практический этап |
Реализация проекта |
01.01-01.03.2020. |
3 |
Обобщающе - результативный этап |
Сбор итогов работы, подведении результатов |
01.03-01.04.2020. |
4 |
Презентация проекта |
Обобщение результатов работы |
30.04.2020. |
План мероприятий
№ |
Личностно- ориентированные технологии |
Направления |
Формы проведения |
1 |
Гуманно-личностная технология |
Психолого-педагогическая направленность |
Беседы, минутки уединения, игры с ребенком |
2 |
Технология сотрудничества |
Взрослый-ребенок |
Изготовление игрушек пособий, подарков, совместный труд, праздники, выступления,
развлечения, игры, день «открытых дверей», мастер-классы |
3 |
Технология сотрудничества на НОД |
Взрослый-ребенок |
Занятия, работа в парах, деление на микрогруппы |
4 |
Технология выбора |
Взрослый-ребенок |
Индивидуальные занятия по выбору ребенка, один
раз в неделю |
Предметно- развивающая
среда;
1.Уголок настроения
2.« Здравствуйте, я пришел»
3.Ладошка успеха
4.Стул именинника
5.Панорама добрых дел
6.Звезда недели
7.Сундук сокровищ
8.Полянка драгоценностей
9.Книга спортивных достижений
10.Карта-путеводитель по саду
Ресурсное обеспечение
проекта:
·
Уголки психологической разгрузки;
·
Музыкальная комната;
·
Кабинет долечивания;
·
Сенсорная комната;
·
Центры поддержки ребенка;
·
игротека;
·
аудиотека;
·
фонотека.
Материально-технические
ресурсы: база детского сада…
Критерии оценивания проекта:
1. Удовлетворённость
родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки
ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу).
2. Соответствие условий
обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3. Информированность
родителей об организации воспитательного и образовательного процесса
дошкольника.
Риски
Нехватка оборудования, игр, маленький метраж
групп, количество детей в группе.
Выводы:
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы
дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства. Прежде всего,
в центр своей работы мы ставим личность ребенка, обеспечиваем комфортные
условия в семье и детском саду, бесконфликтные и безопасные условия ее
развития, реализация имеющихся потенциалов.
Таким образом, современные технологии личностно-ориентированного
обучения дошкольников повышают результативность обучения каждого ребенка и
систему обратной связи, позволяют обучать детей в соответствии с их
индивидуальными возможностями и складом характера. Педагог не сможет построить
свою работу в русле личностно-ориентированного подхода, не зная психологических
особенностей воспитанников. Цель
каждого конкретного педагога в совокупном личностно-развивающем пространстве
ДОУ органично согласуется с целями других педагогов, с целостной личностно-развивающей
жизненной ситуацией воспитанника.
Литература:
1. Личностно-ориентированный подход в
педагогической деятельности//Под. ред. Е. Н. Степанова, Москва, ТЦ Сфера, 2003.
2. Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г.
Современные педагогические технологии в ДОУ//С.-П. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.