ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Душакова Ольга Юрьевна

МАДОУ« Золотой ключик» Бурятия, Еравнинский район, с. Сосново-Озерское

Воспитатель

В условиях реализации ФГОС в ДОУ особенно важно уделять внимание гармоничному всестороннему развитию ребенка. Я считаю, что, мир природы дает максимальные возможности для полноценного развития детей дошкольного возраста. Под умелым руководством взрослого ребенок обогащает свои знания об окружающем мире, у него формируется правильное отношение к живому, появляется желание созидать, а не разрушать.

Свою педагогическую деятельность я начала с организации работы с воспитанниками младшего дошкольного возраста. С первых дней педагогической практики в основу работы по экологическому воспитанию я включала опытно – исследовательскую деятельность детей, так как ребенок лучше усваивает любые знания в том случае, когда сам все увидит и прочувствует, и с помощью взрослого придет к результату. В нашем случае результат – всестороннее развитие личности воспитанника.

Наиболее эффективными формами работы по экологическому образованию и воспитанию считаются формы, в которых воспитанники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт исследования и использования знаний в практической деятельности. К таким формам организации адресной деятельности по экологическому воспитанию можно отнести:экскурсии,прогулки,экспериментирование,наблюдение,экологические акции, проекты;

Для получения экологических знаний и последующего их применения я создала в группе следующие условия: Экологический центр (детская и энциклопедическая литература природоведческого и энциклопедического характера, пособия для экспериментирования, дневники наблюдений), участок на групповой территории, сезонный «Зеленый огород»

Проведение различных акций и проектов так же формируют экологическую культуру дошкольников. Поэтому они стали основной формой работы по данному направлению.

.На основании результатов работы по экологическому воспитанию с детьми младшего и среднего дошкольного возраста мною была определена наиболее эффективная форма работы – проектная деятельность.

Формирование экологических знаний и практического экологического опыта посредством использования проектов я продолжила с воспитанниками 6-7 лет и добилась положительных результатов.

Содержание образовательной программы, по которой работает наш детский сад, предполагает создание насыщенного инновационного образовательного пространства. Реализации этому также активно способствует педагогическое проектирование.

Проектная деятельность – это разнообразная, интегрированная деятельность по достижению определённой цели.

Проектирование отличается от решения проблемы тем, что в результате его предполагается продукт детской деятельности и его дальнейшее использование.

Педагогическая значимость проектов заключается в том, что в процессе проектной деятельности педагог выступает в роли организатора познавательной деятельности детей, а не просто носителем готовых знаний. Проектный метод позволяет эффективно взаимодействовать с родителями воспитанников, вовлекая их в жизнь детского сада.

Особенности проектной деятельности в детском саду заключаются в том, что ребёнок ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, определить замысел, поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, родители.

Дошкольник не может быть автором, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы. По ходу решения поставленных задач взрослый помогает ребёнку найти средства и способы для достижения цели.

Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение познавательной литературы, наблюдений. Они совместно занимаются продуктивной деятельностью: рисуют, мастерят, сочиняют.

На протяжении всего времени мной было разработано ряд экологических проектов .

В проекте «Рисовашки» я  поставила цель развития мелкой моторики и координаций движений пальцев рук через использование нетрадиционных техник рисования. Результатом проекта, кроме достигнутых выше названных целей, будет формирование сплочённого образовательного пространства вместе с воспитанниками и родителями данной группы.

В проекте «Посадка рассады шафранов и петуньи» педагог решает задачи экологического образования детей через трудовое воспитание.

В проекте «Волшебница земля», « Водичка» поставила цель  - развитие познавательной активности дошкольников и воспитание бережного отношения к природе через исследовательскую деятельность. Главным результатом проекта должно быть то, что воспитанники не будут бояться врача-стоматолога, а с интересом и желанием пойдут лечить зубы в поликлинику.

В проекте « Зеленая аптека»поставила цель- формирование мотивации детей на сохранение и укрепление здоровья посредством постановки и разрешения проблемы в процессе познавательной деятельности.

В проекте « Край голубых озер» целью было знакомство детей с природой родного края, воспитание бережного отношение к нашей природе.Хочу такой сайт

Таким образом, проектная деятельность в образовательном процессе способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями. Использование в работе с детьми данной технологии позволяет усвоить материал программы по экологическому воспитанию с высокой прочностью, приобрести детьми необходимые знания, навыки, умения.

Поддерживая детскую инициативу, проектная деятельность помогает оформить ее в виде культурно-значимого продукта. Это значит, что даже в отношении неприятных для маленького человека процессов, ребенок не просто имеет свое мнение, а мнение, которое создалось на основе комплексного изучения, затрагивающего все стороны процесса.

Используя в работе педагогическое проектирование, реализуется личностно-ориентированный и развивающий подходы к обучению. Основной целью этой многоплановой, педагогической работы является внедрение новых ФГОС, а сними и новых компетенций, технологий. Проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который будет востребован в связи с реализацией ФГОС в практику работу дошкольных образовательных учреждений.

 Результативность опыта

Мною был проведен мониторинг знаний, умений и навыков детей по темам проектов, где я выясняла уровень знаний дошкольников.

Выяснилось, что лишь 27 % группы детей имели высокий уровень знаний по теме, а средний лишь 49%. Мною было решено, что необходимо в процессе непосредственной образовательной деятельности, бесед, наблюдений, опытов, работы с родителями дошкольников, пополнения развивающей среды группы повысить уровень знаний детей. Так возникла идея создания проектов: «Как мы делали салат», «Посадили мы лучок», « Огород на участке».К окончанию проектов уровень освоения детьми материала вырос: высокий 43%, средний - 49% , так как увеличилось количество детей с высоким уровнем освоения материала, детей с низким уровнем освоения материала 8 %, что говорит о положительной динамике результатов.

Выстраивание отношений с родителями по принципам взаимосвязи, взаимодополнения, позволило создать максимальные условия для личностного роста и развития ребенка.

Дети научились договариваться, прислушиваться к мнению других детей, приходить к единому решению поставленных задач. Уровень умений детей составлять коллективные рассказы, создавать коллективные работы, договариваться с партнерами, объединяться в группы значительно вырос за период проектно - исследовательской деятельности. Дошкольники без затруднений вступают в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками; объединяются в группы для совместной деятельности; переживают за продукт деятельности всего коллектива.

Во время проектной деятельности я наблюдала отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей. А так как наши проекты были, в основном, экологического содержания, то я решила расширить познавательные интересы детей, познакомив их с исследовательской деятельностью, которая помогла бы им выявить взаимосвязи, существующие в природе. Именно сознание единства природы, тесной связи всего со всем, позволит ребенку в настоящем, а главное, в будущем правильно строить свое поведение по отношению к природе, при взаимодействия друг с другом и окружающей средой, дети опытным путем получают неоценимые по своей важности знания.

 Список использованной литературы:

 1. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с детьми. - Сфера М, 2012.

2. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. - М.: Айрис-пресс, 2008.

3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-синтез, 2008.

4. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. - М.: АРКТИ, 2006.

5. Тебенева Т.Н. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ. Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал. - 2007. № 1.

6. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал. - 2004, № 4.

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».