ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПО
ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Душакова Ольга Юрьевна
МАДОУ«
Золотой ключик» Бурятия, Еравнинский район, с. Сосново-Озерское
Воспитатель
В условиях реализации ФГОС в ДОУ особенно
важно уделять внимание гармоничному всестороннему развитию ребенка. Я считаю,
что, мир природы дает максимальные возможности для полноценного развития детей
дошкольного возраста. Под умелым руководством взрослого ребенок обогащает свои
знания об окружающем мире, у него формируется правильное отношение к живому,
появляется желание созидать, а не разрушать.
Свою педагогическую деятельность
я начала с организации работы с воспитанниками младшего дошкольного возраста. С
первых дней педагогической практики в основу работы по экологическому
воспитанию я включала опытно – исследовательскую деятельность детей, так как
ребенок лучше усваивает любые знания в том случае, когда сам все увидит и
прочувствует, и с помощью взрослого придет к результату. В нашем случае
результат – всестороннее развитие личности воспитанника.
Наиболее эффективными формами работы по экологическому образованию и
воспитанию считаются формы, в которых воспитанники получают возможность
непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не
только экологические знания, но и опыт исследования и использования знаний в
практической деятельности. К таким формам организации адресной деятельности по
экологическому воспитанию можно отнести:экскурсии,прогулки,экспериментирование,наблюдение,экологические
акции, проекты;
Для получения экологических знаний и последующего их применения я создала в
группе следующие условия: Экологический центр (детская и энциклопедическая
литература природоведческого и энциклопедического характера, пособия для
экспериментирования, дневники наблюдений), участок на групповой территории, сезонный «Зеленый
огород»
Проведение различных акций и проектов
так же формируют экологическую культуру дошкольников. Поэтому они стали
основной формой работы по данному направлению.
.На основании результатов работы по экологическому воспитанию с детьми
младшего и среднего дошкольного возраста мною была определена наиболее
эффективная форма работы – проектная деятельность.
Формирование экологических знаний и практического экологического опыта
посредством использования проектов я продолжила с воспитанниками 6-7 лет и
добилась положительных результатов.
Содержание образовательной программы, по которой работает наш детский сад,
предполагает создание насыщенного инновационного образовательного пространства.
Реализации этому также активно способствует педагогическое проектирование.
Проектная деятельность – это разнообразная, интегрированная деятельность по достижению
определённой цели.
Проектирование отличается от решения проблемы тем, что в результате его
предполагается продукт детской деятельности и его дальнейшее использование.
Педагогическая значимость проектов заключается в том, что в процессе
проектной деятельности педагог выступает в роли организатора познавательной
деятельности детей, а не просто носителем готовых знаний. Проектный метод
позволяет эффективно взаимодействовать с родителями воспитанников, вовлекая их
в жизнь детского сада.
Особенности проектной деятельности в детском саду заключаются в том, что ребёнок ещё не может самостоятельно сформулировать
проблему, определить замысел, поэтому в воспитательно-образовательном процессе
ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором
принимают участие дети, педагоги, родители.
Дошкольник не может быть автором, организатором проектной деятельности. Он
нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы. По ходу
решения поставленных задач взрослый помогает ребёнку найти средства и способы
для достижения цели.
Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к
родителям, совместные походы в библиотеку, чтение познавательной литературы,
наблюдений. Они совместно занимаются продуктивной деятельностью: рисуют,
мастерят, сочиняют.
На протяжении всего времени мной было разработано ряд экологических
проектов .
В проекте «Рисовашки» я поставила цель развития мелкой
моторики и координаций движений пальцев рук через использование нетрадиционных
техник рисования. Результатом проекта, кроме достигнутых выше названных целей,
будет формирование сплочённого образовательного пространства вместе с воспитанниками
и родителями данной группы.
В проекте «Посадка рассады
шафранов и петуньи» педагог решает задачи
экологического образования детей через трудовое воспитание.
В проекте «Волшебница
земля», « Водичка» поставила цель - развитие познавательной активности
дошкольников и воспитание бережного отношения к природе через исследовательскую
деятельность. Главным результатом проекта должно быть то, что воспитанники не
будут бояться врача-стоматолога, а с интересом и желанием пойдут лечить зубы в
поликлинику.
В проекте « Зеленая аптека»поставила цель- формирование мотивации детей на
сохранение и укрепление здоровья посредством постановки и разрешения проблемы в
процессе познавательной деятельности.
В проекте « Край голубых озер» целью было знакомство детей с природой
родного края, воспитание бережного отношение к нашей природе.
Таким образом, проектная деятельность в образовательном процессе
способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с
воспитанниками и их родителями. Использование в работе с детьми данной
технологии позволяет усвоить материал программы по экологическому воспитанию с
высокой прочностью, приобрести детьми необходимые знания, навыки, умения.
Поддерживая детскую инициативу, проектная деятельность помогает оформить ее
в виде культурно-значимого продукта. Это значит, что даже в отношении
неприятных для маленького человека процессов, ребенок не просто имеет свое
мнение, а мнение, которое создалось на основе комплексного изучения, затрагивающего
все стороны процесса.
Используя в работе педагогическое проектирование, реализуется
личностно-ориентированный и развивающий подходы к обучению. Основной целью этой
многоплановой, педагогической работы является внедрение новых ФГОС, а сними и
новых компетенций, технологий. Проектная деятельность – это тот вид
педагогической работы, который будет востребован в связи с реализацией ФГОС в
практику работу дошкольных образовательных учреждений.
Результативность опыта
Мною был проведен мониторинг знаний, умений и навыков
детей по темам проектов, где я выясняла уровень знаний дошкольников.
Выяснилось, что лишь 27 % группы детей имели высокий
уровень знаний по теме, а средний лишь 49%. Мною было решено, что необходимо в
процессе непосредственной образовательной деятельности, бесед, наблюдений,
опытов, работы с родителями дошкольников, пополнения развивающей среды группы
повысить уровень знаний детей. Так возникла идея создания проектов: «Как мы
делали салат», «Посадили мы лучок», « Огород на участке».К окончанию проектов
уровень освоения детьми материала вырос: высокий 43%, средний - 49% , так как
увеличилось количество детей с высоким уровнем освоения материала, детей с
низким уровнем освоения материала 8 %, что говорит о положительной динамике
результатов.
Выстраивание отношений с родителями по принципам
взаимосвязи, взаимодополнения, позволило создать максимальные условия для
личностного роста и развития ребенка.
Дети научились договариваться, прислушиваться к мнению
других детей, приходить к единому решению поставленных задач. Уровень умений
детей составлять коллективные рассказы, создавать коллективные работы,
договариваться с партнерами, объединяться в группы значительно вырос за период
проектно - исследовательской деятельности. Дошкольники без затруднений вступают
в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками; объединяются в группы для
совместной деятельности; переживают за продукт деятельности всего коллектива.
Во время проектной деятельности я наблюдала отчетливые
позитивные изменения в познавательном развитии детей. А так как наши проекты
были, в основном, экологического содержания, то я решила расширить
познавательные интересы детей, познакомив их с исследовательской деятельностью,
которая помогла бы им выявить взаимосвязи, существующие в природе. Именно
сознание единства природы, тесной связи всего со всем, позволит ребенку в
настоящем, а главное, в будущем правильно строить свое поведение по отношению к
природе, при взаимодействия друг с другом и окружающей средой, дети опытным
путем получают неоценимые по своей важности знания.
Список
использованной литературы:
1. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с детьми. -
Сфера М, 2012.
2. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду.
Пособие для воспитателей. - М.: Айрис-пресс, 2008.
3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие
для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-синтез, 2008.
4. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения:
Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. - М.: АРКТИ, 2006.
5. Тебенева Т.Н. Проектная культура как часть профессионализма педагогов
ДОУ. Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический
журнал. - 2007. № 1.
6. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного
возраста. Управление дошкольным образовательным учреждением.
Научно-практический журнал. - 2004, № 4.