19.12.2019
Кинезитерапия
В детском возрасте связь между телом и психикой еще более тесная. Все
переживания малыша сразу находят свое отражение в его самочувствии, внешнем
облике. Более того, психика и тело развиваются неразрывно друг от друга.
Движение, сначала совсем простое, а затем все более и более сложное, дает
ребенку возможность осваивать мир, общаться с окружающими, а следовательно,
учиться и постигать.
Но одновременно с этим любое нарушение развития в детском возрасте
затрагивает также и двигательную сферу. Движение как сложная, многослойная
система, является как бы «зеркалом» состояния ребенка с одной стороны и
«окошком», через которое мы можем воздействовать на его развитие – с другой.
«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя
в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба
выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.
Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
«Кулак—ребро—ладонь». Три положения руки на плоскости
стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак
ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости
стола. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками
вместе по 8- 10 раз. Можно давать себе команды (кулак — ребро — ладонь).
«Звонок». Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте
по очереди кистями.
«Ребро—ладонь». Поверните правую руку на ребро,
согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же
самое левой рукой.
«Домик». Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук.
Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте
эти движения для каждой пары пальцев отдельно.
«Лезгинка». Левую руку сожмите в кулак, большой палец отставьте в сторону,
кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном
положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените
положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.
«Счет». Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «1,
1-2, 1-2-3 и т. д.».
«Подъемный кран-1». Зафиксируйте предплечье правой руки
на столе. Указательным и средним пальцами возьмите карандаш со стола, приподнимите
и опустите его. Сделайте то же левой рукой.
«Подъемный кран-2». Зафиксируйте предплечье на столе.
Берите пальцами правой руки спички из коробочки на столе и складывайте рядом,
не сдвигая руку с места. Затем уложите их обратно в коробку. Сделайте то же
левой рукой.
«Карусель». Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем
левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным;
безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).
«Снеговик». В положении стоя. Представьте, что вы только что слепленный
снеговик. Тело должно быть напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригрело
солнце и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем
опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения дети мягко
падают на пол и лежат, как лужица воды.
«Рожицы». Выполняйте различные мимические движения: надувайте щеки,
выдвигайте язык, вытягивайте губы трубочкой, широко открывайте рот.
«Умывание лица». Приложите ладони ко лбу, на
выдохе проведите ими с легким нажимом вниз до подбородка. На вдохе проведите
руками со лба через темя на затылок, с затылка на шею.
«Змейка-1». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок,
выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен
двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в
упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
«Змейка-2». Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем
вращайте обеими кистями почасовой стрелке и против (сначала однонаправленно,
затем разнонаправленно), сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте
одновременно с движениями рук широко открывать и закрывать рот.
«Ухо—нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за
противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте
положение рук «с точностью наоборот».
«Лесоруб». Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запястья и
обратно. Затем от плеча до локтя и обратно. То же самое проделайте с другой
рукой.
«Лотос». Расправьте пальцы левой руки, слегка нажав точку
концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой
руки. Повторите это 5 раз. При нажатии сделайте выдох, а при ослаблении —
вдох. Потом сделайте то же самое для правой руки.
«Клоун». Совместные движения глаз и языка. Выдвинутым изо рта языком
и глазами делайте совместные движения из стороны в сторону, вращая их по кругу,
по траектории лежащей восьмерки. Сначала отрабатываются однонаправленные
движения, затем — разнонаправленные.
«Волшебник». Хлопните несколько раз в ладони, чтобы пальцы обеих рук
соприкасались. Затем выполните хлопки кулаками, ориентированными тыльной
поверхностью сначала вверх, а потом вниз.
«Фокусник». Ребенок
закрывает глаза. Инструкция: «Попробуй опознать небольшой предмет, который дадут
тебе в руку (ключ, пуговица, скрепка и т. д.). Другой рукой нарисуй его на
бумаге (промаши в воздухе)».