07.02.2020
Консультация для родителей
«Дидактический
Синквейн»
Хорошее владение словом – это искусство, которому надо
учиться не один год. От
этого зависит и
социальный статус человека
и профессиональная карьера. Дети,
даже без речевой
патологии медленно актуализируют
слова, долго их вспоминают, зачастую происходит сужение значения слов, замена
названия частей предмета названием целого предмета.
Многие родителей
считают, что стоит
только ребенку поступить в
детский сад, и
он заговорит сам,
без посторонней помощи.
Чтобы развеять такое
заблуждение и привлечь
родителей к занятиям
на ранних этапах,
необходимо вести разъяснительную работу, организуя специальные консультации
специалистами.
Частая
ошибка родителей заключается
в том, что
их ребенок еще
маленький,
вот подрастет, тогда... и упускают самое
благодатное время для
развития
речи.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего
полноценного развития
детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать
свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности,
содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем
активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном
формировании речи
детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя
различные нарушения.
Технология, которую хочу представить, имеет некоторые
преимущества.
Во-первых, она рассчитана на большую детскую аудиторию, и
может быть полезна как дошкольникам с речевыми нарушениями, так и с нормальным
психофизическим развитием.
Во-вторых, помогает в коррекции всех
сторон речевого недоразвития. Научит быстро актуализировать
словарь, грамотно строить предложение и логическое высказывание.
В-третьих, оригинальность формы, её увлекательность
повышает познавательную активность. Этот метод научит также анализировать и сравнивать,
обобщать и выделять существенные признаки предметов,
рассуждать. У детей улучшится качество таких психических
процессов, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и
слуховое восприятие и что самое главное, эта технология способствует
формированию интереса к получению знаний, что является важным условием для
дальнейшего обучения в школе.
Этим эффективным методом развития ребенка, который позволяет быстро получить
результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк»,
пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной
стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического
синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения
находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать
выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в
современной жизни.
Синквейн - это попытка уместить в достаточно краткой
форме свои знания, чувства, ассоциации, и выразить свое мнение по событию или
предмету, который и является темой синквейна, или просто краткая характеристика.
Правила составления синквейна.
1-я
строка:
одно слово – обычно, существительное, отражающее главную идею.
2-я строка: два слова – прилагательные, описывающие основную мысль.
3-я
строка:
три слова – глаголы, описывающие действия в рамках темы.
4-я строка: фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
5-я
строка:
слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциации).
Данный метод легко интегрируется с другими
образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет
быстро получить результат.
Применение
данного метода позволяет развивать у детей следующие умения и навыки:
-
добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять
чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
-
формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
-
использование синквейна, оказывает положительное влияние на развитие не
только речевых процессов, но и неречевых: внимания,
памяти, мышления.
Использование синквейна позволяет
учителю-логопеду гармонично сочетать в работе элементы
трех основных образовательных систем: информационной,
деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в
условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
1. Кукла.
2. Красивая,
любимая.
3. Стоит,
сидит, улыбается.
4. Моя
кукла самая красивая.
5. Игрушка.
Из
приведенного примера видно, что для того чтобы правильно составить синквейн,
необходимо:
·
Иметь достаточный словарный запас в
рамках темы;
·
Владеть обобщением;
·
Понятиями: слово – предмет (живой,
неживой), слово-действие, слово-признак;
·
Научиться правильно, понимать и задавать
вопросы;
·
Согласовывать слова в предложении;
·
Правильно оформлять свою мысль в виде
предложения.
В нашей беседе хотела
сказать,
Что значит «Синквейн»,
как его применять?
В методике правило пяти
строк,
И знать их желательно
нам на зубок.
Вот в первой строке
лишь слово одно:
О чем хочешь ты
рассказать нам давно.
Вторая строка –
прилагательных два
И сложного нет ничего
здесь пока.
А в третьей строке –
глагола лишь три,
Подумав, ты быстренько
их назови.
В четвертой и фразу
попробуй сказать.
И справившись с этим,
иди к строчке пять.
Подводим итог: в строке
номер пять
Синонимом первой она
должна стать.
«Синквейн» - это
просто, с детьми поиграйте.
И речь своих крошек в
игре развивайте.
Спасибо за внимание!