Технологическая карта логопедического занятия

21.01.2020

Технологическая карта логопедического занятия

 

Ф.И.О. учителя-логопеда

Дармаева Ольга Юрьевна

Возрастная группа

Старшая

Логопедическое заключение

ФФНР

Тема занятия

«Автоматизация звука [Р] в слогах и словах»

Тип занятия

Повторение, систематизация и закрепление учебного материала

Цель

Автоматизация звука [Р]

Задачи

 

 

Образовательные

Коррекционно-воспитательные

Воспитательные

- закреплять слуховой и моторный образы звука Р ;

-автоматизировать звук Р изолированно, в слогах, словах, предложениях;

- дифференцировать звук Р от других звуков.

- Познакомить с буквой Р.

- Развивать артикуляционную  и мелкую моторику (биоэнергопластика).

- Развивать правильное дыхание (силу, длительность, направленность).

- Развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

- Развивать пространственную ориентировку. Понятия «вправо-влево».

- Воспитывать у ребенка культуру речевого общения.

- Формировать функции контроля и самоконтроля.

Оборудование

Предметные картинки; профиль звука; рабочая тетрадь «Звуки [Р], [Р’]»  С.Е Гаврилина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина; зеркало; мягкая игрушка Тигр; трубочка для коктейля, ватные комочки, семечки; счетные палочки, цветные шнурки; карандаши, тетрадь; магнитная доска, компьютер.

         

Организационная структура и организация логопедического занятия

Этапы занятия:

I этап. Мотивационно-проблемный

Задача

логопеда

Технологии, методы, приёмы и

 формы работы

 

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность

ребёнка

Планируемые

результаты

Адаптировать ребенка к деятельности

Личностно-ориентированная.

Практический: игра-приветствие.

Индивидуальная.

1.Психогимнастика «Приветствие».

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро!» -солнцу и птицам,

«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

2.Характеристика звука

- Догадайся, про какой звук я говорю? Рот открыт, кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к коренным зубам. Под напором выдыхаемого холодного воздуха кончик языка дрожит. Голос есть.

Показ профиля (схемы) звука. (2мин)

Произносит слова приветствия.

           

Ребенок проверяет уклад звука и определяет его. Это звук Р.

   

Создание благоприятного психологического климата.

     

Формирование умения извлекать информацию из схем, из практического показа логопеда положений языка и губ.

 

2 этап. Актуализация знаний по теме

Создать проблемную ситуацию, создать условия для формулирования задач ребенком самостоятельно или под руководством логопеда.

Актуализи-        ровать имеющиеся у ребенка знания. Выявить уровень знаний по теме.

           

ИКТ.

 

Здоровьесберегающая технология.

   

Логоритмика.

               

Сюрпризный прием

 

Сообщение цели занятия:

-Да, сегодня мы продолжим работу над звуком [Р], будем стараться правильно произносить [Р] в слогах и словах . Давай, вспомним, с чего мы начинаем занятие? Да, с гимнастики, подготовим наши губки и язычок (артикуляционный аппарат) для красивой речи:

1.      Артикуляционная гимнастика в сочетании с биоэнергопластикой

Презентация на ПК: Лошадка, Грибок, Качели, Вкусное варенье. Останови лошадку. Барабанщик.

2.      Упражнения на развитие дыхания в уголке «Ветерок» по выбору ребенка.

3.      Логоритмика

·         Изолированное произношение звука [Р]. «Заведем мотор самолета»              Хочу такой сайт

·         Автоматизация слоговых рядов со звуком [Р] в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями:

   Ры-ры-ры

Ра-ра-ра

Ро-ро-ро

ру-ру-ру

4.      Сюрпризный момент. 

-К нам в гости утром пришел Тигр. Он  умеет рычать р-р-р и выпускать когти. 

(3-4 мин.)

 

Выполняет упражнения перед зеркалом сопряженно или самостоятельно.

 

Поддувание волчка,  семечек или «буря в стакане» трубочкой.

Ответы ребенка.

     

Произносит звук с  движением и  «выбрасыванием» рук зажатых в кулачки в разные стороны.

 
           

Самостоятельное выполнение ребенком большинства упражнений

     

Соблюдает правильную артикуляцию звука.

   

Формирование интереса к изучаемому материалу

3 этап. Практическая деятельность

           

Развивать логическое мышление

-Организовать деятельность детей, направленную на соотнесение исполнения действия, последовательности операций результату.

   

Организовать релаксацию.

   

Игровой прием

                   

Деятельностный

   

Предоставление выбора

 

1.      Автоматизация звука в словах

-Тигр принес тебе коробку с буквами и картинками, давай их посмотрим. А тут задания для вас. - Ты будешь стараться четко и правильно произносить слова со звуком [Р], а Тигр будет внимательно тебя слушать.

 

·         «4й лишний» (рысь, корова, жираф, рыба). - Почему лишний?

·         Игра «Посчитай до 5» тигров. Сколько тигров смотрят вправо, влево?

·         Найти букву Р (Ш,Ж,Р). – Куда смотрит буква Р: влево или вправо?

·         Создать продукт деятельности на выбор:                     

 Р- из палочек, шнурком.

 Напиши букву Р пальчиком в воздухе, маркером на доске, карандашом в тетради.

(4мин)

2.      Минутка здоровья. Самомассаж.

Головушка-соловушка

Лобик-бобик

Носик-абрикосик

Щечки-комочки

Бородушка- молодушка

Плечики-кузнечики

Пальчики-мальчики

Спинка-осинка

Животик-бегемотик

Ножки-сапожки

(2мин)  

           

Ответы ребенка.

           

Действия ребенка по выбору.

           

Активные движения руками

 
           

Соблюдает правильную артикуляцию звука.

     

Пробует выполнять самопроверку учебного задания и вносить коррективы.

 

Формируются функции контроля и самоконтроля

               

Отдых

   

Интеллектуально-преобразовательный и диагностический блок

 

Диагностика качества усвоения темы

 

Игровая

       

Развитие грамматического строя речи.

1.      Игра с мячом «Один-много»:

Рак, роза, ракета, рубашка, робот, ручка, рысь, ракушка, рыба.

Развитие фонематического восприятия.

2.      Игра «Поймай слово со звуком [Р]»

(3 мин)

Выполнение ребенком действий по предварительной инструкции.

 

Показ карточки-символа.

Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.

 

Правильно определяет на слух заданный звук.

4 этап.  Итоговая и рефлексивная деятельность

Организовать оценку ребенком результата своей деятельности

Подведение итогов занятия учителем-логопедом.

 

Самостоятельная оценка ребенком собственной деятельности.

- Что мы сегодня делали на занятии?

-Как ты считаешь, сегодня ты справился со всеми заданиями?

-Тебе было интересно?

- Ты устал?

-Какое сейчас у тебя настроение?

(1 мин)

Отвечает на вопросы логопеда по желанию.

 

Оценивают состояние своего настроения на текущий момент (в конце занятия)

Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем-логопедом.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».