Этапы
занятия:
|
I этап. Мотивационно-проблемный
|
Задача
логопеда
|
Технологии,
методы, приёмы и
формы работы
|
Деятельность
учителя-логопеда
|
Деятельность
ребёнка
|
Планируемые
результаты
|
Адаптировать
ребенка к деятельности
|
Личностно-ориентированная.
Практический: игра-приветствие.
Индивидуальная.
|
1.Психогимнастика
«Приветствие».
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе
утро!»
«Доброе утро!» -солнцу и птицам,
«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым,
доверчивым.
Пусть доброе утро длится до
вечера!
2.Характеристика звука
- Догадайся, про какой звук я
говорю? Рот открыт, кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые
края языка прижаты к коренным зубам. Под напором выдыхаемого холодного
воздуха кончик языка дрожит. Голос есть.
Показ
профиля (схемы) звука. (2мин)
|
Произносит слова приветствия.
Ребенок проверяет уклад звука и
определяет его. Это звук Р.
|
Создание
благоприятного психологического климата.
Формирование умения
извлекать информацию из схем, из практического показа логопеда положений
языка и губ.
|
2 этап. Актуализация
знаний по теме
|
Создать
проблемную ситуацию, создать условия для формулирования задач ребенком самостоятельно
или под руководством логопеда.
Актуализи- ровать имеющиеся у ребенка знания.
Выявить уровень знаний по теме.
|
ИКТ.
Здоровьесберегающая технология.
Логоритмика.
Сюрпризный прием
|
Сообщение цели занятия:
-Да, сегодня
мы продолжим работу над звуком [Р], будем стараться правильно произносить [Р]
в слогах и словах . Давай, вспомним, с чего мы начинаем занятие? Да, с гимнастики,
подготовим наши губки и язычок (артикуляционный аппарат) для красивой речи:
1. Артикуляционная гимнастика в сочетании с биоэнергопластикой
Презентация
на ПК: Лошадка, Грибок, Качели, Вкусное варенье. Останови лошадку.
Барабанщик.
2. Упражнения на развитие дыхания в уголке
«Ветерок» по выбору ребенка.
3. Логоритмика
·
Изолированное произношение звука [Р]. «Заведем мотор самолета»
·
Автоматизация слоговых рядов
со звуком [Р] в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями:
Ры-ры-ры
Ра-ра-ра
Ро-ро-ро
ру-ру-ру
4. Сюрпризный момент.
-К
нам в гости утром пришел Тигр. Он
умеет рычать р-р-р и выпускать когти.
(3-4 мин.)
|
Выполняет
упражнения перед зеркалом сопряженно или самостоятельно.
Поддувание
волчка, семечек или «буря в стакане»
трубочкой.
Ответы
ребенка.
Произносит
звук с движением и «выбрасыванием» рук зажатых в кулачки в
разные стороны.
|
Самостоятельное
выполнение ребенком большинства упражнений
Соблюдает
правильную артикуляцию звука.
Формирование
интереса к изучаемому материалу
|
3 этап. Практическая
деятельность
|
Развивать
логическое мышление
-Организовать деятельность
детей, направленную на соотнесение исполнения действия, последовательности
операций результату.
Организовать релаксацию.
|
Игровой
прием
Деятельностный
Предоставление
выбора
|
1. Автоматизация звука в словах
-Тигр
принес тебе коробку с буквами и картинками, давай их посмотрим. А тут задания
для вас. - Ты будешь стараться четко и правильно произносить слова со звуком
[Р], а Тигр будет внимательно тебя слушать.
·
«4й лишний» (рысь, корова,
жираф, рыба). - Почему лишний?
·
Игра «Посчитай
до 5» тигров.
Сколько тигров смотрят вправо, влево?
·
Найти букву Р (Ш,Ж,Р). – Куда смотрит буква Р:
влево или вправо?
·
Создать
продукт деятельности на выбор:
Р- из палочек, шнурком.
Напиши букву Р пальчиком в воздухе, маркером
на доске, карандашом в тетради.
(4мин)
2. Минутка здоровья. Самомассаж.
Головушка-соловушка
Лобик-бобик
Носик-абрикосик
Щечки-комочки
Бородушка-
молодушка
Плечики-кузнечики
Пальчики-мальчики
Спинка-осинка
Животик-бегемотик
Ножки-сапожки
(2мин)
|
Ответы
ребенка.
Действия
ребенка по выбору.
Активные
движения руками
|
Соблюдает правильную
артикуляцию звука.
Пробует выполнять самопроверку
учебного задания и вносить коррективы.
Формируются функции
контроля и самоконтроля
Отдых
|
Интеллектуально-преобразовательный
и диагностический блок
|
Диагностика качества усвоения темы
|
Игровая
|
Развитие
грамматического строя речи.
1. Игра с мячом «Один-много»:
Рак,
роза, ракета, рубашка, робот, ручка, рысь, ракушка, рыба.
Развитие фонематического
восприятия.
2. Игра «Поймай слово со звуком [Р]»
(3 мин)
|
Выполнение
ребенком действий по предварительной инструкции.
Показ
карточки-символа.
|
Формирование
умения принимать и сохранять учебную задачу.
Правильно
определяет на слух заданный звук.
|
4 этап. Итоговая и рефлексивная деятельность
|
Организовать оценку ребенком результата своей деятельности
Подведение
итогов занятия учителем-логопедом.
|
|
Самостоятельная
оценка ребенком собственной деятельности.
- Что мы сегодня делали на занятии?
-Как ты считаешь, сегодня ты справился со всеми
заданиями?
-Тебе было интересно?
- Ты устал?
-Какое сейчас у тебя настроение?
(1 мин)
|
Отвечает
на вопросы логопеда по желанию.
Оценивают
состояние своего настроения на текущий момент (в конце занятия)
|
Формирование
умения определять успешность выполнения задания в диалоге с
учителем-логопедом.
|