проект "Вредные или полезные микробы"

27.10.2020

Исследовательский проект

тема: «Вредные или полезные микробы»

 

Введение.

Человек в течение жизни подвержен многим инфекциям. Попадая в организм через грязные руки, немытые овощи и фрукты, воду или дыхание бактерии могут вызывать опасные заболевания. Бактерии живут всюду: в воздухе, на земле, в воде и почве, в растениях и животных. Невидимые простым глазом бактерии очень сильно влияют на нашу жизнь. И чтобы оградить себя от этих заболеваний, дети должны с малых лет знать, как бороться с этими инфекциями. Должны усвоить культурно – гигиенические навыки, которые обезопасят их здоровье.

Цель исследования – формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о микробах, оказывающих вредное и полезное влияние на здоровье человека.

Задачи:

- получить некоторые представления о микроорганизмах, об их свойствах (растут, размножаются, питаются, дышат);

- узнать, что микроорганизмы бывают полезными и вредными;

- подвести к пониманию значения бережного отношения к своему здоровью;

Практическая значимость данной  работы состоит в том, что результаты исследования могут быть  использованы детьми в окружающей их жизни.

Основная часть.

 Первый этап – проблемная ситуация. Проблема возникла во время проведения гигиенических процедур, когда дети мыли руки, возник вопрос: «Говорят, нужно мыть руки перед едой, а то на них много микробов, так что же такое микробы?» Так возникла проблема. Дети  стали выдвигать различные предположения, рассуждать о том, что они знают о микробах. Вместе с детьми была заполнена карта познания, дети отвечали на вопрос «Что я знаю о микробах?». Это позволило узнать, какими знаниями владеют дети. Затем была заполнена карта познания «Что я хочу узнать?». Это помогло на этапе планирования выбрать наиболее интересующую и посильную тему для дальнейших исследований. Здесь же были затронуты детьми и вопросы, касающиеся осознанного отношения к своему здоровью, потребности к здоровому образу жизни: «Можно ли увидеть микробы?», «Где живут микробы?», «Как микробы передвигаются?», «Что едят микробы?», «Так ли опасны микробы для человека?», «Как микробы появляются?», «Как нужно себя вести, чтобы микробы не попали в наш организм?». 
Второй этап - планирование работы. Дети высказывали свои идеи реализации проекта. Были выбраны темы проектов, ими как, было сказано выше, явились вопросы, заявленные детьми в разделе «Что я хочу узнать?», это очень важно для поддержки детской познавательной инициативы. Здесь же обсуждалось, что можно сделать в условиях детского сада, а что дома, где и как можно найти ответы на интересующие вопросы, к кому обратиться за помощью. В итоге были выбраны направления исследований: «Так ли опасны микробы для человека?», «Как нужно себя вести, чтобы микробы не попали в наш организм?» «Можно ли увидеть микробы?»,

«Полезные и вредные микробы?».

Третий этап -  исследовательский.

Виды деятельности

Пути реализации

Задачи

1.

Игровая

Дидактические игры: «Часы здоровья», «Умею - не умею»,

«Найди пару», «Угадай на ощупь», «Правила гигиены»,

«Хорошо или плохо», «Вредные или полезные», « Это можно или нет», «Мой день», «Опасно не опасно».

Систематизировать представления детей о здоровье, чистоте и здоровом образе жизни

2.

Чтение художественной литературы

Чтение художественной литературы

К.И.Чуковский

 «Федорино горе», «Мойдодыр», «Айболит», С. Прокофьев «Румяные щеки», Г.Б. Остер «Петька – микроб».

Рассматривание иллюстраций журналов, энциклопедий.

Развивать способность внимательно слушать, рассуждать, выражать собственные эмоции.

3.

Изобразительная

Рисование «Мы микробов не боимся» (кляксография)

Коллективная аппликация «Овощи и фрукты – полезные продукты»

Развивать фантазию, творчество, самостоятельность.

4.

Познавательно – исследовательскаяХочу такой сайт

 

Знакомство с оптическим прибором – микроскоп.

Опыты: «Что за зверь – плесень?», «Кислое молоко» Наблюдения: «Такой разный микроб».

Исследовательская игра: «Чистые руки», «Чих»

Расширять знания детей о свойствах микробов.

5.

Совместная деятельность с родителями

Подбор литературы для проекта.

Помощь в организации экспериментов.

Пополнение развивающей предметно – пространственной среды.

Привлечь родителей  к совместной деятельности.

6.

Двигательная

Утренняя гимнастика, подвижные игры, игры – эстафеты, физкультминутки, гимнастика после дневного сна.

Прививать любовь к физической культуре и спорту, формировать потребность в ежедневной двигательной активности.

7.

Коммуникативная

Беседы:

 -  о полезных и вредных микробах,

 - береги здоровье.

Составление рассказов и сказок о здоровье.

 Загадки про здоровье.

Дать общее представление о здоровье как ценности, о которой необходимо заботиться. Развивать коммуникативные навыки, связную речь.


Четвертый этап – презентация. Систематизировав накопленный за время проекта материал, была подготовлена мультимедийная презентация/

 

Заключение

В процессе исследований выяснилось, что микробы не настолько уж опасны. Человек научился с ними бороться. Некоторые микробы даже приносят пользу. В ходе проекта дети усвоили – чтобы быть здоровым, надо уметь себя защитить, т.е. осознали  значимость здорового образа жизни, желание заботиться о своем здоровье.

 

Список используемой литературы:

 

1.Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – СПб., Детство – ПРЕСС, 2005г.

2. Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья – М. ТЦ Сфера, 2000г.

3.Береги здоровье. Беседы с ребенком. Издательство «Карапуз»

4.Голицина Н.С. ОБЖ для дошкольников. –М.,  Издательство «Скрипторий 2003», 2011г.

5.Ликум А. «Всё обо всём», 2003 г.

6.Люцис К. Азбука здоровья. – М. Русское энциклопедическое товарищество, 2004г.

7.Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. – М. –ТЦ Сфера, 2004г.

8.Шорыгина Т.А. Спортивные сказки. – М. –ТЦ Сфера, 2014г.

9.«Я познаю мир». Медицина, 2002 г.

     
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».