27.10.2020
Исследовательский проект
тема: «Вредные или полезные микробы»
Введение.
Человек в течение жизни
подвержен многим инфекциям. Попадая в организм через грязные руки, немытые
овощи и фрукты, воду или дыхание бактерии могут вызывать опасные заболевания.
Бактерии живут всюду: в воздухе, на земле, в воде и почве, в растениях и
животных. Невидимые простым глазом бактерии очень сильно влияют на нашу жизнь. И
чтобы оградить себя от этих заболеваний, дети должны с малых лет знать, как
бороться с этими инфекциями. Должны усвоить культурно – гигиенические навыки,
которые обезопасят их здоровье.
Цель исследования – формирование
представлений детей старшего дошкольного возраста о микробах, оказывающих
вредное и полезное влияние на здоровье человека.
Задачи:
- получить некоторые
представления о микроорганизмах, об их свойствах (растут, размножаются,
питаются, дышат);
-
узнать, что микроорганизмы бывают полезными и вредными;
-
подвести к пониманию значения бережного отношения к своему здоровью;
Практическая значимость данной работы состоит в том, что результаты
исследования могут быть использованы
детьми в окружающей их жизни.
Основная часть.
Первый этап – проблемная ситуация. Проблема возникла во
время проведения гигиенических процедур, когда дети мыли руки, возник вопрос:
«Говорят, нужно мыть руки перед едой, а то на них много микробов, так что же
такое микробы?» Так возникла проблема. Дети стали выдвигать различные предположения,
рассуждать о том, что они знают о микробах. Вместе с детьми была заполнена
карта познания, дети отвечали на вопрос «Что я знаю о микробах?». Это позволило
узнать, какими знаниями владеют дети. Затем была заполнена карта познания «Что
я хочу узнать?». Это помогло на этапе планирования выбрать наиболее
интересующую и посильную тему для дальнейших исследований. Здесь же были
затронуты детьми и вопросы, касающиеся осознанного отношения к своему здоровью,
потребности к здоровому образу жизни: «Можно ли увидеть микробы?», «Где живут
микробы?», «Как микробы передвигаются?», «Что едят микробы?», «Так ли опасны
микробы для человека?», «Как микробы появляются?», «Как нужно себя вести, чтобы
микробы не попали в наш организм?».
Второй этап -
планирование работы. Дети высказывали свои идеи реализации проекта. Были выбраны
темы проектов, ими как, было сказано выше, явились вопросы, заявленные детьми в
разделе «Что я хочу узнать?», это очень важно для поддержки детской
познавательной инициативы. Здесь же обсуждалось, что можно сделать в условиях
детского сада, а что дома, где и как можно найти ответы на интересующие
вопросы, к кому обратиться за помощью. В итоге были выбраны направления
исследований: «Так ли опасны микробы для человека?», «Как нужно себя вести,
чтобы микробы не попали в наш организм?» «Можно ли увидеть микробы?»,
«Полезные и вредные
микробы?».
Третий этап - исследовательский.
Четвертый этап –
презентация. Систематизировав накопленный за время проекта материал, была
подготовлена мультимедийная презентация/
Заключение
В процессе исследований выяснилось, что микробы не настолько уж опасны. Человек научился с ними бороться. Некоторые микробы даже приносят пользу. В ходе проекта дети усвоили – чтобы быть здоровым, надо уметь себя защитить, т.е. осознали значимость здорового образа жизни, желание заботиться о своем здоровье.
Список используемой литературы:
1.Авдеева Н.Н., Князева
О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – СПб., Детство – ПРЕСС, 2005г.
2. Баль Л.В.,
Ветрова В.В. Букварь здоровья – М. ТЦ Сфера, 2000г.
3.Береги здоровье. Беседы
с ребенком. Издательство «Карапуз»
4.Голицина Н.С. ОБЖ для
дошкольников. –М., Издательство
«Скрипторий 2003», 2011г.
5.Ликум А. «Всё обо всём», 2003 г.
6.Люцис К. Азбука здоровья. – М. Русское энциклопедическое
товарищество, 2004г.
7.Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. – М. –ТЦ Сфера, 2004г.
8.Шорыгина Т.А. Спортивные сказки. – М. –ТЦ Сфера, 2014г.
9.«Я познаю мир». Медицина, 2002 г.