09.09.2020
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад « Золотой ключик».
Рабочая программа
кружка
«Пластилинография»
Руководитель кружка Димова Л.А.
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Цель, задачи программы.
3 Принципы реализации программы.
4.Форма работы с детьми.
5.Методы работы программы.
6.Этапы работы программы.
7. Ожидаемый итоговый результат реализации
программы.
8. Перспективный план занятий.
9. Результативность работы кружка.
10.Список литературы.
11. Приложение.
Пояснительная записка
Дошкольное
детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет
разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и
первые проявления творчества.
Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид
изобразительной деятельности. Она позволяет освоить ребенку объём, сделать
картинку рельефной и живой.
С раннего возраста ребенок знает
такой мягкий, податливый материал, как пластилин, из которого можно лепить, но
не каждый знает о том, что пластилином можно рисовать.
Пластилинография – это техника, которая
очень проста в исполнении, и не требует особых способностей. Увлекает и не
перегружает детей ни умственно, ни физически.
Инструменты и материалы для
работы с пластилином просты и не требуют больших затрат.
Цель кружковой работы:
Раскрытие интеллектуальных и творческих
способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов,
умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование
личности ребенка в творческом его развитии. Формирование у
детей среднего и старшего дошкольного возраста эстетического отношения и
развитие ручной умелости посредством пластилинографии.
Настоящая программа
способствует решению следующих задач:
1. Образовательные:
• ознакомление со способами деятельности – лепка из пластилина;
• овладение основами, умениями работы из целого куска пластилина, из
отдельных частей, создание образов;
• формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности,
саморазвитию;
• активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний
об окружающем мире;
• содействовать развитию интереса детей к художественному творчеству.
- Учить передавать простейший образ
предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Учить основным
приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание,
вдавливание).
- Учить работать на заданном
пространстве.
- Учить принимать задачу, слушать и
слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному
указанию.
2. Развивающие:
• развитие мелких и точных движений пальцев рук;
• развитие способности к личному самоопределению и самореализации;
• развивать память, внимание, воображение, фантазию;
• развитие пространственного воображения, глазомера.
• развитие чувства цвета, пропорции, ритма;
·
Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
·
Развивать изобразительную деятельность детей.
·
Развивать сюжетно – игровой замысел.
·
Развивать интерес к процессу и результатам работы.
·
Развивать интерес к коллективной работе.
3. Воспитательные:
• воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке
к выставкам;
• понимание необходимости качественного выполнения образа;
• конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым
развитием, мелкой моторикой, глазомером;
• воспитание аккуратности, старательности;
• воспитание коммуникативных способностей детей;
• воспитание усидчивости, аккуратности, трудолюбия.
Принципы построения
программы «Пластилинография»:
·
доступности
·
наглядности
·
интегративности
·
свободы и самостоятельности
·
обеспечения эмоционально-психологического комфорта
·
уважения личности каждого ребенка
Ожидаемый результат:
1. Умение свободно владеть лепным материалом.
2. Знание исходных форм и умение их выполнять любого размера.
3. Правильное понятие о пропорции и соразмерности.
4. Умение использовать плоские рисованные изображения для создания объёмных
форм.
5. Развитие фантазии и творческого мышления.
6. Укрепление мелкой моторики рук.
Итогом в реализации программы являются выставки детских работ в
детском саду; дни презентации детских работ родителям, сотрудникам, детям;
составление альбома лучших работ.
8. Принципы реализации программы кружка «Пластилинография»
В основу работы положены следующие принципы:
• систематичности и последовательности: материал подобран в
определённом порядке, системе;
• доступности: характер и объем знаний соответствует уровню
развития и подготовленности детей;
• наглядности: задания предполагают опору на чувственный опыт ребенка, его
непосредственные наблюдения;
• сезонности: построение программы с учётом
природных особенностей в данный момент времени;
• обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;
уважение к личности каждого ребенка.
9. Формы работы с детьми:
-Беседы
-занятия фронтальные
-индивидуальные, подгрупповые, комплексные
-коллективные работы.
Для успешной реализации поставленных работ, программа предполагается
тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество
определяет творческий и познавательных характер процесса, развитие творческих
способностей детей, обуславливает его результативность.
10. Методы работы:
• Метод сенсорного насыщения (без
сенсорного основы немыслимо приобщение
художественной культуре).
• Метод эстетического выбора («убеждение красотой», направленный на
формирование эстетического вкуса.
• Метод разнообразной художественной практики.
• Метод сотворчества (с педагогом, сверстниками).
• Метод игровых, творческих ситуаций.
Особенной
ценностью кружковой деятельности является то, что она
предполагает в себе интеграцию нескольких образовательных областей, а это
необходимое условие для организации воспитательно-образовательного процесса .
Занятия лепкой интегрируют в себе следующие
образовательные области:
«Познание». Углубляются знания детей о лепке как о виде творческой деятельности,
расширяется кругозор.
«Коммуникация». Происходит развитие всех сторон речи.
«Чтение художественной литературы». Через знакомство с художественными
произведениями различных жанров происходит развитие художественного восприятия
и эстетического вкуса.
«Художественное творчество». В процессе лепки ребенок создает новое,
оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно
находя средство для его воплощения, в результате происходит развитие
продуктивной деятельности, творческих способностей, приобщение к
изобразительному искусству.
«Социализация». Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих героев,
создается ситуация, стимулирующая эмоциональный отклик на событие.
11. Основные приемы рисование пластилином
- рисование пластилиновыми
верёвочками или «колбасками»;
- рисование мазками;
- заполнение фрагментов картин пластилиновыми
шариками;
- процарапывание по пластилину;
- вырезание отдельных картин, заполнение
их дополнительными материалами, например бусинками, крупами, различными
семечками, кружевами.
Этапы работы:
1. Подготовительный
- Освоить прием надавливания.
- Освоить прием вдавливания.
- Освоить прием размазывания пластилина
подушечкой пальца.
- Освоить правильную постановку пальца.
-Освоить прием отщипывания маленького
кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
-Научиться работать на ограниченном
пространстве
2. Основной
- Научиться не выходить за контур
рисунка
- Научиться пальчиком, размазывать пластилин
по всему рисунку, как будто закрашивая его.
- Использовать несколько цветов пластилина
- Для выразительности работ, уметь
использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, семечки)
- Научиться доводить дело до конца
- Научиться аккуратно, выполнять свои
работы
- Научиться выполнять коллективные
композиции вместе с другими детьми
- Научиться действовать по образцу
воспитателя
- Научиться действовать по словесному
указанию воспитателя
3. Итоговый
- Самостоятельно решать творческие
задачи.
- Самостоятельно выбирать рисунок для
работы.
- Формировать личностное отношение к
результатам своей деятельности
Перспективный план
работы
Сентябрь
1. «Воздушные шары»
-Закрепить умение раскатывать
комочки пластилина кругообразными движениями.
-Формировать умение прикреплять готовую
форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.
-Развивать мелкую моторику рук.
-Развивать эстетическое и образное
восприятие.
2. «Бусы для Люси»
- Закреплять умение лепить предмет,
состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко
друг к другу, в определённом порядке, чередуя их по цвету.
-Уточнить знание детей о круглой форме предметов,
закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным
движением пальцев руки.
-Закреплять знания о цвете.
-Развивать чувство ритма.
Октябрь
3. «Созрели яблочки в саду»
- Формировать умение детей
отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие
шарики круговыми движениями пальцев.
-Закреплять умение расплющивать шарики
пальцем сверху.
-Закреплять с детьми знания о красном
цвете.
-Воспитывать аккуратность, заботу о
ближнем, чувство сопереживания.
4. «Веточка рябины»
-Побуждать детей передавать в лепке
впечатления от окружающего – поспели ягоды.
-Закреплять умение лепить предметы
круглой формы, скатывая комочки пластилина круговыми
движениями ладоней; расплющивать шарики-ягодки на горизонтальной плоскости,
произвольно располагая их по поверхности.
-Закреплять с детьми знания о красном
цвете.
-Развивать мелкую моторику.
Ноябрь
5.«Зонтик»
-Упражнять в умении раскатывать
комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней.
- Продолжать формировать умение прикреплять
готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности
основы.
- Развивать аккуратность в работе
с пластилином.
- Воспитывать любознательность, интерес
к познанию.
6.«Ёжик»
- Закреплять знания детьми овальной
формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми
движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.
-Формировать умение использовать в
работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.
-Упражнять в расплющивании готовой формы
на горизонтальной плоскости.
-Развивать мелкую моторику.
-Воспитывать аккуратность в работе.
Декабрь
7. «Снежинка»
- Продолжать обучать детей скатывать
колбаски и конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа (изображение
выступает над плоскостью фона).
-Развивать мелкую моторику пальцев,
глазомер и воображение.
-Воспитывать аккуратность.
8.«Снеговик»
-Формировать умение детей составлять
изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по
величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на
горизонтальной плоскости.
-Совершенствовать умение скатывать
комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму.
-Упражнять в равномерном расплющивании
готовой формы на поверхности основы.
-Воспитывать эмоциональную отзывчивость
к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.
Январь
9.«Украсим ёлочку новогодними
игрушками».
-Упражнять в умении раскатывать
комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими
готовую форму.
-Продолжать формировать умение
прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на
поверхности основы.
-Развивать аккуратность в работе с пластилином.
-Закрепить знания о цветах.
10.«Ёлочка, ёлка колкая иголка»
- Формировать умение детей
передавать в характерные особенности внешнего строения ели (пирамидное
строение, ветки, направление вниз, тёмно-зелёный цвет) посредством пластилинографии.
-Упражнять в раскатывании комочков пластилина между
ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток ёлочки.
-Развивать умение наносить стекой
штрихи (иголочки) на концах веток для более выразительной
передачи образа.
-Совершенствовать навыки ориентировки на
плоскости листа.
-закрепить знания о тёмно-зелёном цвете.
Февраль
11.«Украсим торт»
- Продолжать формировать умение ь детей
составлять узор на круге.
- Закреплять умение раскатывать
комок пластилина круговыми и прямыми движениями между
ладонями,
- Вызывать радость от проделанной
работы.
- Развивать согласованность в работе
обеих рук
- Воспитывать аккуратность.
12.«Кораблик для папы»
-. Закреплять умения и навыки в работе
с пластилином, побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина и
деталей интерьера картины;
- Развивать творческие способности,
внимание, фантазию, общую и мелкую моторику;
- Воспитывать самостоятельность,
инициативу, умение рассказывать о своих чувствах и настроении.
Март
13.«Веточка мимозы в подарок маме»
- Способствовать радостному весеннему
настроению, желанию сделать приятное маме.
- Закрепить приёмы раскатывания пластилина между
ладонями круговыми и прямыми движениями.
- Развивать эстетическое восприятие,
умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики
около листочков для передачи образа веточки мимозы.
-Воспитывать любовь и внимание к родным
и близким.
14. «Украсим платье Кате»
-Учить детей самостоятельно отщипывать
маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них
шарики диаметром 5-7 мм.
-Продолжать обучать детей использовать в
своей работе несколько цветов пластилина.
-Продолжать обучать прикреплять ”
горошины” на расстоянии друг от друга.
-Развивать мелкую моторику пальцев.
-Поддерживать в детях желание доводить
дело до конца, следуя игровой мотивации занятия.
Апрель
15. «Самолёт летит»
- Формировать умение детей делить
брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его
прямыми движениями ладоней.
- Формировать умение детей составлять на
плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добивать точной передаче
формы предмета, его строения, частей.
- Развивать умение дополнять изображение
характерными деталями (окошечками-иллюминаторами, используя знакомые
приёмы работы: раскатывание, сплющивание.
- Закрепить знания о голубом и синем
цветах
16. «Разноцветный светофорчик».
- Закреплять знания детей о светофоре,
назначении его цветов.
- Упражнять в умении раскатывать
комочки пластилина круговыми движениями ладоней.
- Продолжать формировать умение
прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на
поверхности основы.
- Развивать аккуратность в работе
с пластилином.
Май
17. «На лугу» насекомые
-Формировать умение лепить насекомых из
частей, передавая характерные особенности строения.
-Закрепить приемы лепки: раскатывание
шара, колбаски; сплющивание.
-Показать возможность сочетания разных
материалов для создания мелких деталей (для усиков – проволоку, спички; для
хоботка – зубочистки, для глаз – бусинки, перец горошком).
-Развивать мелкую моторику рук; чувство
формы, пропорций; согласованность в работе обеих рук; интерес к работе с пластилином.
-Воспитывать интерес к живой природе.
-Вызвать интерес к созданию коллективной
композиции.
18. «Цветик-семицветик»
-Формировать умение передавать пластическимспособом
изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости.
-Закреплять умение использовать в работе
знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание,
оттягивание; умение пользоваться стекой.
-Развивать воображение, умение замечать
особенности сказочного образа, его отличие от реального.
-Воспитывать любовь к красивому, чувство
удовлетворения, радости от созданного изображения.
-Закреплять знания об основных цветах
спектра.
Список литературы:
1. Богуславская З. М. Смирнова Е. О.
Развивающие игры для детей младшего возраста. - М.: Просвещение, 1991.
2. Бондаренко А. К. Словесные игры в
детском саду. – М.: Просвещение, 1997.
3. Давыдова Г. Н. Пластилинография.
Детский дизайн. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007.
4. Комарова Т. С. Занятия по
изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
5. Новиковская О. А. Ум на кончиках
пальцев. –М.: Аст; СПб: Сова, 2006.
6.«Пластилинография для малышей» Г.
Н. Давыдова
7. Г. Н. Давыдова "Пластилинография"
Издательство "Скрипторий, 2003"
8. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика
для развития речи дошкольников - Издательство" АСТ ",2002
9. Народное искусство в воспитании
детей. Под редакцией Комаровой Т. С. Издательство " Российское
педагогическое агентство",1997