11.11.2021
Закон об образовании признает дошкольное образование одним из уровней общего образования – наравне с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ (ФГОС) |
ФГОС ДО |
Представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка. |
1) Повышение социального статуса дошкольного образования; 2) Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; 3) Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; 4) Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования. |
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; 2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства; 3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней; 4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; 7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; 8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. |
ЗАДАЧИ ФГОС ДО |
ФГОС ДО |
ЭТО СТАНДАРТ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ |
ЦЕЛИ ФГОС ДО |
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ (ФГОС) утверждаются для всех уровней общего образования, в том числе для дошкольного |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН №273 ОТ 29.12.2012г. «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» |
Образовательные области в соответствиис ФГОС дошкольного образования
СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ |
Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. |
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ |
Включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. |
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ |
Включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). |
ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ |
Предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). |
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ |
Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. |
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ООП) ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФГОС ДО |
Является основой для разработки Программы дошкольной образовательной организации (Программа) и включает в себя требования к: Øструктуре Программы и ее объему; Øк условиям реализации Программы, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде; Øк результатам освоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Øусловиям реализации Программы; Øрезультатам освоения Программы. |
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ВКЛЮЧАЕТ
ТРИ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛА
ØЦелевой ØСодержательный ØОрганизационный |
В каждом разделе отражается обязательная часть(60%) и часть, формируемая участниками образовательного процесса (40%). |
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. |
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. |
ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ |
ØВозможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; ØНаличие полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). |
НАСЫЩЕННОСТЬ |
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы) и должно обеспечивать: Ø игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); Ø двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; Ø эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; Ø возможность самовыражения детей. |
ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ |
Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; |
Соответствует возрастным особенностям и содержанию ООП |
ВАРИАТИВНОСТЬ |
ØНаличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; ØПериодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. |
ДОСТУПНОСТЬ |
БЕЗОПАСНОСТЬ |
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. |
Требования к результатам освоения основной образовательной программы (ООП) дошкольного образования
РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ООП дошкольного образования |
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ Это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенкана этапе завершения уровня дошкольного образования. |
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ |
Не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Оценивается динамика развития ребенка, тот вектора развития, которым идет ребенок, а не какой-то конечный результат, которого необходимо добиться. |
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В МЛАДЕНЧЕСКОМ И РАННЕМ ВОЗРАСТЕ |
Ø Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; Ø Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; Ø Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; Ø Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; Ø Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; Ø Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; Ø У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.). |
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ |
Ø Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; Ø Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; Ø Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; Ø Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; Ø У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; Ø Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; Ø Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. |
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Содержание психолого – педагогической работы | |||||||||||
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание | Ребенок в семье и обществе | Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание | Формирование основ безопасности | ||||||||
Образ Я | Семья | Детский сад | Культурно-гигиенические навыки | Самообслуживание | Общественно – полезный труд | Труд в природе | Уважение к труду взрослых | Безопасное поведение в природе | Безопасность на дорогах | Безопасность собственной жизнедеятельности | |
Образовательная область «Познавательное развитие»
Содержание психолого – педагогической работы | |||||||||||
ФЭМП | Развитие познавательно – исследовательской деятельности | Ознакомление с предметным окружением | Ознакомление с социальным миром | Ознакомление с миром природы | |||||||
Количество и счет | Величина | Форма | Ориентировка в пространстве | Ориентировка во времени | Познавательно -исследовательская деятельность | Сенсорное развитие | Проектная деятельность | Дидактические игры | |||
Образовательная область «Речевое развитие»
Содержание психолого – педагогической работы | |||||
Развитие речи | Приобщение к художественной литературе | ||||
Развивающая речевая среда | Формирование словаря | Звуковая культура речи | Грамматический строй речи | Связная речь | |
Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»
Содержание психолого – педагогической работы | |||||||
Приобщение к искусству | Изобразительная деятельность | Конструктивно – модельная деятельность | Музыкальная деятельность | ||||
Рисование | Лепка | Аппликация | Слушание | Пение | Музык.– ритм. движения | ||
Образовательная область «Физическое развитие»
Содержание психолого – педагогической работы | |
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни | Физическая культура |
Развитие игровой деятельности
Содержание психолого – педагогической работы | |||
Сюжетно – ролевые игры | Подвижные игры | Театрализованные игры | Дидактические игры |