16.11.2021
МАДОУ
Сосново-Озерский детский сад «Золотой ключик»
Консультация
для родителей на тему:
«Как
помочь ребенку подготовиться к школе,
используя
игровую форму обучения и развития»
Доржиева
Н.Н.
Воспитатель
с.
Сосново-Озерское, Республика Бурятия, 2021
Для каждого маленького человека поступление в школу и начало
обучения – это новый и важный этап в жизни, серьезное испытание, порой нелегкий
труд, наполненный и радостями, и переживаниями, и он, безусловно, требует
подготовки, настроя, чтобы переход вчерашнего малыша в школьную жизнь прошел
максимально комфортно, без волнений и стрессов – как для ребенка, так и для
родителей. Многие мамы и папы, бабушки и дедушки стараются подготовить будущего
школьника к первому классу, занимаются с ним дома, посещают творческие кружки,
приобретают игры, способствующие развитию памяти и интеллекта, в общем, делают
многое, чтобы их ребенок по возможности легко начал свою учебную деятельность.
Общие
рекомендации родителям по подготовке детей к школе включают в себя несколько аспектов:
·
укрепление здоровья и закаливание;
·
воспитание
самостоятельности;
·
развитие
навыков самообслуживания;
·
воспитание культуры поведения дома,
в коллективе;
·
знакомство
с правилами безопасности в быту,
на улице, на дороге, в транспорте, при общении с незнакомцами;
·
знакомство с литературой, музыкой,
искусством;
·
развитие желания быть школьником;
·
развитие и подготовка к школе через
игры.
Кроме общих рекомендаций по
подготовке ребенка к школе существуют и рекомендации по специальной подготовке,
которые подразумевают еще ряд важных пунктов, например таких:
- развитие памяти;
- развитие речи;
- развитие интеллекта;
- развитие умственной готовности к чтению, письму и
счету;
- умение контролировать свое поведение и желания;
- умение общаться и находить компромиссы с детьми и
взрослыми;
- способность к длительному сосредоточению;
- умение и желание к преодолению трудностей;
- воля к победе;
- умение работать до получения определенного результата.
Из всех этих важных рекомендаций по подготовке
ребенка к школе я хочу выделить и обсудить аспект «Развитие и подготовка к
школе через игры».
Можно
задаться вопросом: «Когда начинать подготовку ребенка к школе?» Не думаю, что
должен быть какой-то определенный срок для начала усиленных занятий. Ребенок растет,
развивается, а значит, готовится к школе все свое дошкольное детство: наблюдая
за родителями, общаясь с братьями и сестрами, во время просмотра мультфильмов,
слушая стихи и сказки, которые ему читают, играя со взрослыми и сверстниками, играя
с домашними животными, играя самостоятельно со своими игрушками.
В этот период для ребенка главным занятием является игра, он все время проводит
за играми, развлекается сам, его развлекают взрослые.
Значит,
всю новую полезную информацию и знания дошкольнику нужно
преподносить посредством игры. То, что узнается без принуждения, в игровой
форме, усваивается хорошо и запоминается надолго. Когда ребёнок еще маленький, взрослые должны сами
проявлять инициативу и поддерживать малыша в его желаниях. Чем старше он
становится, тем реже играет с родителями. Появляются друзья-соседи, сверстники
в детском саду, маленькие родственники, но всегда в мир игр вводят мама или папа,
или, если есть, старшие дети.
Игры
имеют огромное значение для развития коммуникации у ребенка, ведь во многих
играх принимают участие двое или более человек, значит, надо общаться с другими
детьми или взрослыми, то есть что-то обсуждать, предлагать, спорить. В
групповых играх у детей формируются навыки общения, они учатся дружить,
усваивают, как нужно вести себя в коллективе. В таких играх малыши учатся
слушать, разговаривать, делиться своими эмоциями, мыслями и чувствами.
В
ходе игр дошкольник может также познавать основы точных наук. С помощью
считалок, математических игр у ребенка формируется представление о числах и
количестве, геометрических фигурах, а также логическое мышление.
В
арсенале игр обязательно должны быть подвижные игры: бег, догонялки, игры с
мячом и другими спортивными снарядами. Такие физические занятия укрепляют
здоровье ребёнка, развивают его мускулатуру и опорно-двигательный аппарат, у
него развивается ловкость, улучшается выносливость, повышается координация
движений, конечно же, лучше, когда активные игры проходят на свежем воздухе.
Чтобы
предупредить или исправить (с помощью специалиста-логопеда) неправильную дикцию
ребенка и для того, чтобы он правильно произносил сложные слова, можно
использовать развивающие игры со скороговорками, в ходе которых тренируется
память и корректируются произношение и речь.
Настольные
игры, кроссворды с картинками, «лабиринты» могут стать большим подспорьем для
тренировки памяти, внимания, сообразительности. Сейчас есть огромный выбор
развивающих настольных игр: головоломки, конструкторы, пазлы горизонтальные и
вертикальные, наборы для химических и физических опытов и т.д. Наборы для
вязания, вышивания и другого рукоделия, а также раскраски развивают мелкую
моторику, креативность и воображение, учат правильно держать в руках
инструменты, карандаши, фломастеры и кисти.
Сложно
представить в наше время процесс воспитания и развития ребёнка без компьютерных
игр. Некоторые дошкольники уже имеют свои телефоны, планшеты и компьютеры или
пользуются гаджетами взрослых. При всех своих минусах компьютерные игры имеют положительные
стороны. Самое важное – подобрать хорошую обучающую игру, многие компьютерные
игры развивают логическое мышление детей, повышают эрудицию, изображения на
мониторе помогают малышу изучить цвета, геометрические фигуры, цифры и буквы. Но
нужно позволять ребенку проводить увлекательное время в виртуальном мире очень дозированно:
не более тридцати минут в день.
В заключение хочу обобщить рекомендации по
подготовке ребенка к школе: пока ребёнок играет в игры, у него расширяется
кругозор, обогащается словарный запас, он приобретает коммуникационные навыки, у
него развиваются воображение и образное мышление. Во время игр ребёнок
принимает нестандартные решения, фантазирует, наделяет предметы иными
свойствами и качествами, придумывает новое пространство – ребенок РАЗВИВАЕТСЯ,
а значит – готовится к школе!