03.06.2022
Краткосрочный исследовательско-
творческий проект во второй младшей группе «Удивительный мир экспериментов»
Паспорт проекта
1. Вид проекта: исследовательско – творческий.
2. Продолжительность: краткосрочный, 1 неделя
3. Автор проекта: Димова Л. А..
4. Участники проекта: дети второй младшей группы,
воспитатель
5. Актуальность темы:
Ввести ребенка в мир природы, раскрыть его
красоту, научить любить и беречь природу - вот основная задача педагога.
Ознакомление детей с природой необходимо начать с первых шагов по родной земле,
так как это является важным средством всестороннего развития ребенка.. Всем
известно, что маленькие дети любознательны. Среди вопросов, которыми они
одолевают взрослых, немало таких, как: «Почему осенью идёт дождь, а зимой –
снег?», «Почему вода жидкая?», «Почему лед твердый?» и т.д. Те взрослые,
которые отмахиваются от «докучных» вопросов ребёнка, совершают непоправимое:
они задерживают его умственный рост, тормозят духовное развитие. Наш долг не
только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно побуждать их
пытливость , чтобы число таких вопросов росло. Исследовательская активность -
естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все
знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать,
экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают
детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых
впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой
ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на
познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая
деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и
полноценнее он развивается.
Реализация проекта позволяет более
обширно и глубоко усвоить программный материал, развить познавательно –
исследовательские возможности детей. А так же, способствует возникновению
познавательной активности у детей, вырабатывает умение анализировать и делать
простейшие обобщения.
6. Цель проекта: развивать у детей любознательность в
процессе наблюдений и к практическому экспериментированию с объектами ,создание
условий для экспериментальной деятельности детей; для формирования
экологической культуры и развития познавательного интереса детей.
7. Задачи проекта:
- создавать условия для формирования у детей
познавательного интереса.
- развивать у детей любознательность в процессе
наблюдений и к практическому экспериментированию с объектами.
- формировать навыки мыслительных действий,
анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины
мира, способствующих развитию речи.
- развивать самостоятельность в разрешении
проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
Развивать умение детей решать проблемные задачи..
- учить объяснять наблюдаемое.
8. Предполагаемый результат:
- расширить и углубить знания и представления
ребенка об окружающем мире;
- развить познавательные умения через
экспериментальную деятельность;
9. Продукт проектной деятельности: альбом «Опыты
по экологии», картотека опытов.
План реализации проекта во второй младшей группе
Подготовительный этап проекта : 1.Подобрать
и изучить методическую литературу по теме проекта.
2. Пополнить развивающую среду: 3. Подбор
литературы по теме.
4 Создание экспериментальной лаборатории в
группе;
5. Обогащение уголка экспериментирования
необходимыми материалами, приборами.
6 Изготовление схем, моделей, которые отображают
основные свойства веществ.
7 Подбор подвижных и речевых игр, стихов и
загадок о неживой природе.
8. Составление конспектов тематических занятий
по разным разделам программы.
9. Составление и создание опытов, экспериментов
с разными объектами неживой природы.
Исследовательский
этап проекта
Тематическое планирование занятий и опытов к
проекту.
Виды
деятельности Название Цель
«
Водичка, водичка»
№ |
Виды деятельности |
Название. цель |
1 |
Беседы
о свойствах воды. |
СВОЙСТВА -Какой
может быть вода? (_горячей, теплой , холодной, прозрачной, можно переливать,
твердой -лед) ЗНАЧЕНИЕ
ВОДЫ -Для
чего нужна вода? ( умываемся, стираем, моем, пьем, варим еду, купаемся,
поливаем растения |
2 |
Чтение
художественной литературы. Разучивание
потешек , прибауток, закличек |
Рассказ «Как Костя не умывался» Ознакомить с рассказом,
помочь в понимании содержания. «Дождик, дождик, пуще…» «Как на беленький снежок» «Водичка, водичка…» |
3 |
Игры
– опыты Экспериментирование Эксперимент |
«Прятки с водой» Дать представление о свойствах воды, о
том, что вода может изменять цвет.
Игра : «Тонет – не тонет» |
4 |
Рисование Аппликация |
«Капает дождик» Цель: научить рисовать разные по длине
линии и капельки.
|
5 |
Музыкальные
произведения для прослушивания |
«Звуки природы» (темы: ручеёк, волны,
дождик). Игры на музыкальных инструментах (на
металлофоне «Капельки звенят»ü
(громко-тихо). Музыкальная игра : «Солнышко и дождик» |
6 |
Просматривание
мультфильмов |
|
« Солнышко ясное,
солнышко красное»
№ |
Виды деятельности |
Название. цель |
1 |
Беседа Тематическая прогулка |
«Учимся радоваться
солнышку и природе» Развивать интерес и
эмоциональную отзывчивость на явления неживой природы
|
2 |
Чтение
художественной литературы. Разучивание
потешек , прибауток, закличек |
Стихотворение Г.
Бойко «Солнышко» Ознакомить с новым
стихотворением, помочь в понимании содержания «Смотрит солнышко в окошко» |
3 |
Игры
– опыты |
«Солнечные зайчики» |
4 |
Рисование Аппликация |
Рисование «Светит солнышко в окошко» Обучать рисованию
предметов круглой формы, закрашиванию по контуру «Лето» Цель: развивать умение наклеивать готовые формы (солнце,
трава, цветы, насекомые) |
5 |
Музыкальные
произведения для прослушивания |
Песня : «Улыбнулось солнышко» |
6 |
Просматривание
мультфильмов |
«Рыжий, рыжий, конопатый..» |
|
Игра-ситуация |
Игра-ситуация «Солнечные зайчики» Способствовать развитию
воображения, побуждать к двигательной активности |
«Воздушные чудеса»
«Фокусы с песком»
№ |
Виды деятельности |
Название. цель |
1 |
Беседы |
«О свойствах мокрого и сухого песка» Развивать
познавательную и речевую деятельность детей |
2 |
Игры
– опыты Экспериментирование |
Игра-экспериментирование с мокрым и сухим песком «Пирожки для
Машеньки» Развивать познавательную активность в процессе
экспериментирования, делать выводы |
3 |
Рисование
на мокром песке. |
«Чудесное превращение круга и квадрата» Закреплять знание о
геометрических фигурах, развивать воображение детей |
4 |
Игры |
Проблемная ситуация, игра Игра с песком |
Литература:
1. Основная образовательная программа
дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.
С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозайка- Синтез, Москва, 2015-366с.
2. «Занятия по ознакомлению с природным и
социальным миром» во второй младшей группе детского сада Дыбина О.В. Мозайка-
Синтез, 2015-72 с.
3. Организация экспериментальной деятельности
дошкольников: метод. Рекомендации/под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. -3-е изд.,
доп. -М.: АРКТИ,2008. – 64 с.
Приложение
Эксперименты, исследования и опыты
1. Опыты с воздушным шариком. Воспитатель с детьми рассматривают 2 воздушных шарика(один
сильно надут – упругий, другой слабо – мягкий). Дети выясняют, с каким шариком
лучше играть. Обсуждают причину различия. Взрослый предлагает подумать, что
нужно делать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (сильно
надуть); что находится внутри шарика (воздух); откуда воздух берется (его
выдыхают). Взрослый организует игру со вторым шариком: надувает его так, чтобы
он стал упругим, опускает шарик с отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как
сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. В конце игры взрослый
предлагает повторить опыт самим.
2. Опыт с
соломинкой. Воспитатель показывает,
как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха.
Выясняет, откуда берется воздух. Затем с помощью соломинки и воды в стакане
показывает, как появляется воздух при выдыхании (Появляются пузырьки на
поверхности воды). В конце эксперимента, предлагается детям повторить опыт
самим.
3. Что в
пакете. Дети рассматривают пустой
полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись
от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы
пакет стал упругим. Затем снова показывает пакет и спрашивает, чем наполнен
пакет (воздухом). Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый
обращает внимание, что, когда открыли пакет, тот перестал быть упругим.
Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый,
легкий).
4.
Послушный ветерок. Воспитатель
читает: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море,
всюду воешь на просторе.» Дети дуют на кораблик тихонько. Что происходит?
(Кораблик плывет медленно.) Дуют на кораблик с силой. (Кораблик плывет быстрее
и может даже перевернуться.) Дети подводят итоги (при слабом ветре кораблик
движется медленно, при сильном потоке воздуха увеличивает скорость).
5.
Мыло-фокусник. Дети трогают и нюхают
сухое мыло. (Оно гладкое, душистое.)Обследуют воду. (Теплая, прозрачная.)
Делают быстрые движения руками в воде. Что происходит? (В воде появляются
пузырьки воздуха.) Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки. Каким
оно стало? (Скользким.) Натирают губку мылом, погружают в воду, отжимают. Что
происходит? (Вода изменяет цвет, в ней появляется пена.) Играют с пеной: делают
ладони трубочкой, набирают мыльной воды, дуют. (Появляются большие
пузыри.)Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно дуют.
(Появляется мыльный пузырь, переливается на свету.) погружают конец трубочки в
воду и дуют в нее. Что появляется на поверхности воды? (Много мыльных пузырей.)
Дети подводят итоги: сухое мыло гладкое; влажное
мыло гладкое и скользкое; при намыливании губки появляется пена; при попадании
воздуха в мыльную воду появляются мыльные пузыри, они легкие и могут летать;
мыльная пена жжет глаза.
6.
Переливание воды. Воспитатель показывает,
как переливать воду из разных сосудов по-разному. Из широкого сосуда – большим
потоком, из узкого – тоненькой струйкой. Объясняет, что от воды летят брызги.
Затем предлагает детям самостоятельно переливать воду из сосуда в сосуд.
Воспитатель объясняет, что вода принимает форму того сосуда, в который налита.
Если воду лишь перелить из одного сосуда в другой, ее останется столько же;
воды станет меньше, если ее отлить.
7.
«Пирожки для Машеньки». Эксперимент с
мокрым и сухим песком. Воспитатель предлагает детям слепить пирожки из мокрого
песка, а затем из сухого песка. Дети делают выводы: мокрый песок лепится,
держит форму, а сухой – рассыпается.
8. Игра
опыт «Прятки с водой». Воспитатель
показывает детям прозрачный сосуд с водой и спрашивает, какого цвета вода.
(Прозрачная, бесцветная.) Затем опускает в воду камушек. Что наблюдаем? Виден
ли камушек? (Видно.) Затем воспитатель добавляет в воду краску и спрашивает,
какая стала вода. (Цветная.) Опускает камушек в воду. Что наблюдаем?(Камень не
виден.) Вывод: вода может изменять цвет.
Игры
1. Пальчиковая гимнастика «Солнышко, солнышко»
Солнышко, солнышко
Золотое донышко,
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей,
Хлопают ладонями
Сгибают и разгибают ладони
Показывают волну.
Машут руками.
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.
Опускают руки вниз.
Поднимают руки вверх.
2. Игра-ситуация «Солнечные зайчики». Воспитатель
берет зеркало и показывает солнечного зайчика. Объясняет, что солнце отражается
от зеркала. Затем воспитатель начинает водить зеркалом в разны направлениях.
Дети бегают за солнечным зайчиком, пытаясь его достать. Затем предлагается
водить кому-нибудь из детей.
3. Пускание мыльных пузырей. Воспитатель пускает
мыльные пузыри и объясняет, что внутри пузыря находится воздух. Затем
кто-нибудь из детей начинает пускать мыльные пузыри, а остальные дети ловят их.
4. «Юные кладоискатели». Воспитатель и дети
рассматривают песок, изучают его свойства(сухой, сыплется, на солнце
нагревается). Затем воспитатель прячет в песок пластмассовые игрушки. А дети
должны найти игрушки, копая совочком и не рассыпая песок.
5. «Строительство зоопарка». На прогулке
воспитатель предлагает рассмотреть песок, изучить его свойства (сырой, лепится,
плотный). Затем предлагает построить зоопарк из песка и строительных деталей.
Воспитатель предлагает использовать в строительстве формочку, закопанную в
песок вровень с землей и наполненную водой. Предлагает подумать, что получилось
(пруд для водоплавающих птиц или бассейн для белого медведя и бегемотиков).
6. Подвижная игра «С султанчиками и
вертушками». На прогулке воспитатель показывает как можно играть с вертушкой и
султанчиками. Если есть ветер, то султанчики шевелятся и вертушка вертится.
Если нет ветра на улице, то можно пробежаться. Что наблюдаем? При беге вертушка
тоже вертится, и шевелятся султанчики. Раздаются всем султанчики и вертушки. По
сигналу «Ветер» все бегут, по сигналу «ветра нет» все стоят.
7. Рисование на мокром песке «Чудесное
превращение круга и квадрата». На
прогулке воспитатель рисует на мокром песке круги и квадраты. Предлагает детям
рассмотреть их, выделить их свойства. Затем предлагает превратить круг в
солнышко, в часы, яблоко, мяч, колесо, лицо и т. д. А квадрат предлагается
превратить в дом, сумку, телевизор, часы и т. д. Дети рисуют на песке.