19.01.2023
Конспект «Бурятский национальный костюм» по
познавательной деятельности, приобщение детей к культуре бурятского
народа.
Воспитатель: Цынгуева Т. Б.
Цель:
расширить представление о
элементах бурятского национального костюма и назначение;
развивать творческую
активность, эстетический вкус, умения различать цветовой колорит, ритм и
стилизацию элементов в орнаменте;
воспитывать
нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.
Задачи: развивать интерес в
построении композиции и сюжета бурятского орнамента; воспитывать бережное
отношение к объектам народного творчества. Вызвать у детей активный
интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание
внимательно рассматривать их, любоваться красотой.
Оборудование:
для воспитателя: компьютерные
презентации о костюме;
для учащихся: шаблоны орнамента.
Словарная работа:
-головные уборы (малгай,
-верхняя одежда (зимняя – дэгэл; летняя – терлиг, -обувь (гутал) -матерчатый пояс (бэhэ,
Предварительная работа: Беседа -занятие «Бурятский народный орнамент»,
презентации по теме «Бурятский народный орнамент»
Знакомство с
репродукциями художественных произведений по теме Бурятский национальный
костюм.
Орг. момент.
Звучит бурятская
мелодия
Ход НОД:
Воспитатель (в национальном бурятском костюме):
- Вы сейчас послушайте
музыку, посмотрите на меня и скажите, о чем мы сегодня будем говорить?
Дети: О Бурятии и о
бурятских национальных костюмах.
Воспитатель: Почему вы так подумали?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! А вот и тема
нашей сегодняшней НОД- показ презентации. «Бурятский национальный костюм»
Давайте вспомним,
какие народности проживают на территории нашей республики.
В группе развешены
репродукции художественных произведений и работы детей, где
нарисован Бурятский народный костюм.
(Дети под тихую музыку
рассматривают картины сначала нарисованные и сделанные из цветной бумаги
руками детей и воспитателей, а затем художников).
Беседа.
Каждый народ имеет
свой национальный костюм, по которому судят об его истории, культуре,
своеобразии бытовых традиций. Ведь само слово «костюм» в переводе с итальянского языка означает «обычай». Бурятский народный костюм
привлекал своей красотой и гармонией художников разных поколений. В своих
произведениях они запечатлели мужские и женские, зимние и летние, повседневные
и праздничные виды костюма.
На этой выставке вы
видите работы детей, где они рисуют Бурятский народный костюм.
А вот вы видите
образцы народного костюма, («Одежда
и украшения забайкальских бурят», Ц. С. Сампилова (серия акварельных
работ «Свадебные обряды
хоринских бурят»,», Ф. И. Балдаева, а также варианты бурятского
национального костюма, изображенные современной художницей Е. Д.
Будажаповой, Ц. С. Сампилов.
Акварельная серия
"Свадьба хоринских бурят" 1943 год.
- Дети, вам понравилась
выставка?
- Какие картины
понравились больше всего?
- Есть ли на выставке
произведения художников Бурятии?
- А вы можете показать
портрет Ц. С. Сампилова?
А еще я вам хочу рассказать
о художнике Бурятии. Балдаев Филипп Ильич. Художник специально ездит по
районам республики, собирает и изучает фольклор бурятского народа, делает
многочисленные зарисовки национальных орнаментов с
предметов народного быта. Многие из собранных им орнаментов вошли в его
альбом «Бурятский народный орнамент».
Сегодня эта работа высоко оценивается, является вкладом в дело сохранения
самобытного художественного наследия бурятского народа.
Бурятский
костюм имеет древнюю и богатую историю. Многие поколения вносили в него
новые элементы, имеющие глубокое смысловое значение.
Традиционный народный
костюм объединяет в себе ряд предметов, необходимых человеку для
повседневного обихода. Это – головные уборы (малгай, верхняя одежда (зимняя –
дэгэл; летняя – терлиг, обувь (гутал).
Ребята, а вы знаете, что
неотъемлемой частью бурятского мужского костюмаявляется матерчатый пояс
(бэhэ, длина которого равняется двойному расстоянию вытянутых в стороны рук.
Пояс играл важную роль в народных обрядах. Им обменивались в знак
установления дружеских, родственных (брачных) отношений.
С поясом связаны также определенные запреты. По поверью, его нельзя бросать на
землю, перешагивать через него, разрывать.
Традиционными мужскими
атрибутами являются нож, которые не только используются по своему прямому
назначению, но и служат ценным украшением мужского костюма.
Особо нарядным выглядит
женский праздничный народный костюм. Наиболее распространенная,
конусообразная форма женского головного убора напоминает силуэт гор – обиталищ
духов, хозяев, божеств. Серебряное навершие (дэнзэ, украшенное красным
кораллом, символизирует солнце. От него книзу струятся красные шелковые нити,
означающие солнечные лучи, несущие жизненную энергию. Нижний околыш (hарабша) в виде круга из черного
или темно-коричневого бархата ассоциируется с цветом земли (почвы, питающей все
живое. Состоятельные женщины отделывали его мехом соболя, выдры.
Бурятская женская
одежда обычно включает длиннополый халат или платье и безрукавку. Для
декоративной отделки предметов одежды применяются цветные полосы из плотных
блестящих тканей – шелка, парчи, бархата, а также меховые нашивки, тесьма.
Неповторимую красоту женскому костюму придают ювелирные украшения,
выполненные из серебра, коралла и полудрагоценных камней.
Нарядна и женская
праздничная обувь из кожи и меха. Напоминающая по своей форме унты, она более
изящна, чем мужская и, по традиции, украшается вышивкой, аппликацией из кожи,
отделкой из тонкого сукна или плиса.
Вопросы.
- Какие
предметы бурятского костюма вам понравились?
- Чтобы вы хотели
добавить к нему?
- Ребята, посмотрите на
доску, что вы видите? (На доске прикреплены фигуры мальчика и девочки
в национальных костюмах, не украшены). Да, правильно, это мальчик и
девочка в бурятских национальных костюмах. Давайте дадим им имена.
Какие бурятские имена вы знаете?
Дети придумывают имена.
В степи дует ветер, а
наши детки без головных уборов, без обуви. Предлагаю стать мастерами, одеть
наших мальчика и девочку, украсить костюмы этих детей. Но для того, чтобы
вы стали настоящими мастерами, давайте вспомним, что символизируют цвета
в бурятских орнаментах. Зеленый – трава, рост. Красный – огонь; желтый –
солнце, золото; черный – земля; синий – Байкал; голубой – небо (на доске вывешиваются
варианты бурятских орнаментов).
-А сейчас разминка,
попробуем показать в движении как меняется настроение с переменой цвета,
переменой погоды.
Голубой – это утро, все
просыпаются, потягиваются, зевают, настроение лирическое.
Красный – это день, дети
весело играют, бегают, звучит весёлая радостная музыка.
Синий – вдруг набежала
туча, стало холодно, пошёл дождь.
Жёлтый – выглянуло
солнце, всё пришло в движение.
Зелёный – люди отдыхают
после обеда,а мы станем мастерами, и оденем наших мальчика и девочку,
украсить костюмы этих детей.
У вас на столах элементы костюмов,
у кого какой элемент, объясняет, куда он крепится.
-Пока работают дети,
звучит бурятская мелодия
По мере окончания работы
дети выходят к доске и крепят детали костюмов.
Сейчас я хочу с вами
вместе вспомнить Гимн Бурятии.
А сейчас, давайте подарим
голубые облака и яркие солнышки.
Если вам понравилась ваша
работа, вы выполнили ее хорошо, поднимите яркое лучистое солнышко.
Если вам что- то удалось
не так хорошо как бы вам хотелось, поднимите солнышко с облачком