19.01.2023
Ознакомление
детей
с
бурятским языком через театральную деятельность
Воспитатель: Цынгуева Т.Б
Каждый
народ является неотъемлемой частью человечества, своих обычаев и нравов.
Традиции — своеобразный коммуникативный механизм общества, обеспечивающий
непрерывность передачи духовных, интеллектуальных и материальных ценностей от
поколения к поколению.
Язык
– душа народа, часть национальной культуры, поэтому изучение бурятского языка
мы рассматриваем в рамках патриотического воспитания, воспитания толерантности.
Именно
в дошкольном возрасте закладываются ценностные основы мировоззрения, поэтому
одного изучения бурятского языка недостаточно, нужно знакомить детей с
традициями и обычаями родного края, бытом, праздниками и др.
Культура
родного края для детей дошкольного возраста является контекстом для развития.
Необходимость
осмысления различных теоретических и практических проблем побуждает начать
научно – экспериментальные исследования, которые помогли бы решить вопросы
обновления содержания образования национально – региональным компонентом;
апробировать программы и пед. технологии, направленные на развитие
творческой
личности, способной к этнической самореализации.
Пояснительная
записка
Настоящая
программа разработана на основе учебно-методического комплекса начальный курс
бурятского языка для детей старшего дошкольного возраста «Амар мэндэ-э!»,
образовательной программы ДОУ.
Рабочая
программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного
процесса для детей старшей группы и
направлена на формирование коммуникативной компетенции на элементарном уровне.
В
процессе коммуникативно направленного процесса предполагается решить следующие
задачи:
ñ
формирование у детей положительного отношения и интереса
к бурятскому языку, культуре бурятского народа;
ñ
воспитание потребности в использовании бурятского языка
для решения задач общения, для осуществления конкретных дел, актуальных для
детей этого возраста;
ñ
развитие у детей интеллектуальных, познавательных
способностей: мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения;
ñ
расширение общеобразовательного кругозора дошкольников.
Программа
основана на принципах коммуникативности, наглядности, доступности,
систематичности, принципа учета первого языка обучающегося и принципа диалога культур. И направлена на речевую деятельность,
основными видами которой в старшем дошкольником возрасте являются аудирование и
говорение.
Для
реализации программы определяются следующие
методы обучения, методы организации ознакомления (показ и объяснение),
методы организации тренировки и организации применения. Сопутствующим методом
выступает контроль, включающий коррекцию и оценку. Реализация этих методов
осуществляется средствами обучения: упражнения и задания
Первой
ступенью овладения материалом является его восприятие, осмысление и запоминание
информации. Она реализуется при помощи задания Шагнагты. Следующая ступень
формирования коммуникативной компетенции характеризуется осуществлением
действий на основе усвоенного материала с целью тренировки. Она реализуется при
помощи задания Дабтагты. Третьей ступенью ступенью познавательной деятельности
является творчество. Формой ее реализации являются задания на воспроизводящую и
творческую деятельность Хэлэгты и Наадагты.
НОД |
Совместная деятельность |
Репкэ |
Беседа
«Республика Бурятия» П/и
«Волк и ягнята» (Шоно ба хурьгад) |
Улаан Малгайхан |
Рассматривание
альбома «Мой любимый город» Беседа
«Мой город Улан-Удэ» Чтение
стихотворения В.Петонова «Улан-Удэ» |
Гэрхэн |
Государственный
флаг, герб, гимн Бурятии Рисование
флага Бурятии Заучивание
государственного гимна республики Бурятия «О родной земле» Д. Жалсараев П/и
«Иголка, нитка, узелок» (Зун, утаhан, зангилаа) |
Минии эбтэй булэ |
Рассматривание
открыток о Байкале. Беседа
«Славное море, священный Байкал» Чтение
«Легенда о Байкале и Ангаре» П/и
«Ищите палочку» |
Гурбан поршоонхо |
Рассказ
воспитателя «История происхождения бурят» Национальные
костюмы бурят. История жилища —
юрта. Бурятские
имена. Что они означают? Бурятские
пословицы и поговорки |
Сагаалганай наадан |
Беседа
«Народный праздник Сагаалган» Знакомство
с музыкальными инструментами бурят (ятаг, лимбэ) Заучивание
песни «Сагаалган», стихотворений к празднику П/и
«Бэлэг» |
hалан hама |
Красная
книга Бурятии Беседа
«Звери и птицы Бурятии» П/и
«Верблюд ловит верблюжонка» |
Балма Баабгай хоер |
Знакомство
с творчеством бурятских художников и архитекторов Бурятский
орнамент. Рисование
бурятских орнаментов. Бурятские
сказки. |
|
Беседа
«Традиции и быт народов Бурятии» Растения
сибирского леса Рисование
цветов нашего края. М/п
/и «Шагай» |