19.01.2023
Образовательное событие. Драматизация сказки «Репкэ» (Изучение
бурятского языка)
Составила воспитатель Цынгуева Т.Б. воспитатель МАДОУ
Сосново – Озёрский детский сад «Золотой ключик», село Сосново – Озёрское,
Республика Бурятия. 2021 г. из УМК «Амар мэндэ-э!» Начальный
курс бурятского языка для детей
старшего дошкольного возраста» издательство «Бэлиг»,
авторы Г-Х. Ц. Гунжитова, О. А. Дареева, Б. Д. Шожоева.
Программное содержание
: Повторение пройденного материала.
Совершенствование лексических навыков, умения говорения (умений: выразить восклицание, удивление, ведение счета
при выполнении действий, позвать на помощь, призвать к совместному действию,
выразить согласие) в разных речевых ситуациях. Разыгрывание сказки.
Лексика: вся лексика.
Речевая
модель: все модели.
Материалы
к занятию: мультимедиапроектор, ноутбук для показа сюжетных картинок по сказке, сюжетные картинки,
схематические картинки формата А4 по сказке,
голубая ткань на полу в виде речки, раскраска, цветные карандаши, «ежики»
для карандашей, костюм художницы (бурятский
национальный костюм, карандаши большого размера в бурятской сумочке). Маски и костюмы
персонажей к сказке «Репкэ».
Ход занятия
Воспитатель встречает детей:
- Сайн байна YхибYYд! Орогты, стул дээрэ hуугты! Олон айлшад манайда
ерээд байна мэндэшэлэе!
- Сайн байна, Амар мэндээ!
Дети из другого
детского сада прислали нам электронное письмо с картинками. Давайте
прочитаем!:
Воспитатель: - Сайн байна, YхибYYд! Мы тоже изучаем
бурятский язык и отправили вам
загадки-картинки из сказки «Репкэ» и картинки-схемы. Попробуйте разгадать наши
загадки и догадаться, что же обозначают картинки-схемы. Мы ждем ответа.
Баяртай!
Воспитатель показывает сначала картинки из сказки «Репкэ» (презентация,
картинки расположены по порядку по сюжету сказки,
и некоторые из них скрыты за карточками со знаком вопроса).
Воспитатель: - YхибYYд, давайте попробуем отгадать, что же скрыто за знаком
вопроса, как нам разгадать эти загадки?
Воспитатель выслушивает ответы
детей и с ними выбирают наиболее правильный.
- Да, действительно, для этого нам необходимо вспомнить сказку.
Вместе с детьми вспоминают сказку,
проговаривая по ходу все речевые модели, опираясь на эти картинки, открывая постепенно
закрытые картинки. Затем открывают презентацию с картинками-схемами.
Воспитатель
:
- YхибYYд, посмотрите
внимательно на эти картинки-схемы что же они обозначают?
Выслушивает ответы
детей. Вместе с детьми выбирают правильный ответ.
- Желтый круг обозначает репку,
а квадратики – героев сказки.
А по этим картинкам-схемам можно ли рассказать
сказку? Кто хочет рассказать?
Слушают рассказ двоих детей.
Воспитатель в образе художницы
подходит к детям:
- Амар мэндээ! Би Цыпилма гэжэ нэрэтэйб, би зураашанби. YхибYYд, харыт, би томоhоо
томо зураг асарааб! (показывает ватман с раскраской по сказке «Репкэ»). Томо гY?
Дети: YY, ямар томо зураг гээшэб!
Воспитатель: - Би зуранаб,
шэрдэнэб, 1, 2, 3! Гансаараа шаданагуйб! Намда туhалыт!
- YхибYYд, туhалхамнай гY?
-YхибYYд: Зай, зай!
Воспитатель и один из детей подходят к мольберту и начинают раскрашивать.
Они понимают, что двоим не справиться и ребенок зовет на помощь детей (учитель подводит к тому, чтобы он
позвал друзей на помощь):
- YхибYYд, ерыт наашаа,
маанадтаа туhалыт!
Дети
приходят на помощь:
- Ямар томо зураг
гээшэб!
Ребенок, воспитатель:
- Зурая, шэрдэе!
Дети
соглашаются:
- Зурая, шэрдэе!
В процессе раскрашивания воспитатель спрашивает, побуждая детей высказывать знакомые речевые конструкции,
фразы.
- Юу зуранабши? Ямар Yнгэтэйб? Ямар бэ? Томо гу, жаахан гу? Гэхэ мэтэ. (Би
Жороодойе зуранаб. Жороодой хYрин Y нгэтэй. Жороодой жаахан.)
Когда закончат раскрашивать, все вместе:
- Ура! ДYYрээ!
Воспитатель
благодарит:
- Ямар бэрхэ YхибYYд гээшэбтэ!
Намда туhалаат, hайн даа! Гансаараа - ядааб, хамтаараа - шадаабди!
Воспитатель:
- Вам какое животное
больше всех нравится?
Дети:
- Жороодой! (Ямаадай)
Воспитатель:
- Давайте вообразим что мы
лошадки, жороодойнууд и поскачем через степь, к речке.
Подходят к речке и один из жеребят «застревает» в
грязи.
Воспитатель:
- Яахамнайб! Что же
делать, как же нам вытащить его?.
Дети:
- Татая! Татанаб,
татанаб! 1,2,3!, шаданагуйб! Жороодой ерыш наашаа, намда туhалыш!
Все тянут и вытаскивают жеребенка:
- Ураа! Гараа!
Гансаараа - ядааб, хамтаараа - шадаабди!
Учитель:- Харыт, энэ юун бэ?
Дети:
- Маски животных! Давайте разыграем сказку!
- Зай, зай!
Разыгрывание сказки «Репкэ».
Роли: Автор, Репкэ, Ямаадай, Маадай, Моодэй, Жороодой,
Тэмээдэй.
Автор:
Нэгэтэ Ямаадай томоhоо
томо репкэ олобо…
Ямар томо репкэ гээшэб!
Татанаб, татанаб!
Нэгэн, хоер, гурба!
Нэгэн, хоер, гурба!
, шаданагуйб!
Маадай, ерыш наашаа,
намда туhалыш!
Маадай:
Ямар томо репкэ гээшэб!
Ямаадай: Татая!
Маадай: Татая!
Ямаадай,
Маадай:
Татанабди, татанабди!
Нэгэн, хоер, гурба!
Нэгэн, хоер, гурба!
, шаданагуйбди!
Моодэй, ерыш наашаа,
маанадта туhалыш!
Моодэй:
Ямар томо репкэ гээшэб!
Ямаадай: Татая!
Маадай,
Моодэй: Татая!
Ямаадай,
Маадай, Моодэй:
Татанабди, татанабди!
Нэгэн, хоер, гурба!
Нэгэн, хоер, гурба!
, шаданагуйбди!
Жороодой, ерыш наашаа,
маанадта туhалыш!
Жороодой:
Ямар томо репкэ гээшэб!
Ямаадай: Татая!
Маадай,
Моодэй, Жороодой: Татая!
Ямаадай, Маадай, Моодэй, Жороодой:
Татанабди, татанабди!
Нэгэн, хоер, гурба!
Нэгэн, хоер, гурба!
, шаданагуйбди!
Тэмээдэй, ерыш наашаа,
маанадта туhалыш!
Тэмээдэй:
Ямар томо репкэ гээшэб!
Ямаадай: Татая!
Маадай, Моодэй, Жороодой, Тэмээдэй: Татая!
Ямаадай, Маадай, Моодэй, Жороодой, Тэмээдэй:
Татанабди , татанабди!
Нэгэн, хоер, гурба!
Нэгэн, хоер, гурба!
Ураа! Гараа!
Ямаадай:
Гансаараа - ядааб,
хамтаараа - шадаабди!
Все дети исполняют песню «Репкэ» под фонограмму Р.
Паулса «Золотая свадьба».
1
куплет:
Репкэ, репкэ,
би шамай олооб,
Репкэ, репкэ,
би шамай олооб,
Ямар томо репкэ гээшэб!
Томо, амтатай, шара Y нгэтэй!
2
куплет:
Нэгэн, хоер, татая!
Нэгэн, хоер, татая!
Нэгэн, хоер. Ура,
гараа!
Ямар томо репкэ гээшэб!
Роли
исполняли: дети представляются: