Образовательное событие. Драматизация сказки «Репкэ» (Изучение бурятского языка)

19.01.2023

Образовательное событие.  Драматизация сказки «Репкэ» (Изучение бурятского языка)

Составила воспитатель Цынгуева Т.Б. воспитатель МАДОУ Сосново – Озёрский детский сад «Золотой ключик», село Сосново – Озёрское, Республика Бурятия. 2021 г. из УМК «Амар мэндэ-э!» Начальный курс бурятского языка для детей старшего дошкольного возраста» издательство «Бэлиг», авторы Г-Х. Ц. Гунжитова, О. А. Дареева, Б. Д. Шожоева.

Программное содержание :  Повторение пройденного материала. Совершенствование лексических навыков, умения говорения (умений: выразить восклицание, удивление, ведение счета при выполнении действий, позвать на помощь, призвать к совместному действию, выразить согласие) в разных речевых ситуациях. Разыгрывание сказки.

Лексика: вся лексика.

Речевая модель: все модели.

Материалы к занятию: мультимедиапроектор, ноутбук для показа сюжетных картинок по сказке, сюжетные картинки, схематические картинки формата А4 по сказке, голубая ткань на полу в виде речки, раскраска, цветные карандаши,  «ежики»  для карандашей, костюм художницы (бурятский национальный костюм, карандаши большого размера в бурятской сумочке). Маски и костюмы персонажей к сказке «Репкэ».

Ход занятия

Воспитатель встречает детей:

- Сайн байна  YхибYYд! Орогты, стул дээрэ hуугты! Олон айлшад манайда ерээд байна мэндэшэлэе!

- Сайн байна, Амар  мэндээ!

Дети из другого детского сада прислали нам электронное письмо с картинками. Давайте прочитаем!:                                                                                                                                    Воспитатель: - Сайн байна, YхибYYд! Мы тоже изучаем бурятский язык и  отправили вам загадки-картинки из сказки «Репкэ» и картинки-схемы. Попробуйте разгадать наши загадки и догадаться, что же обозначают картинки-схемы. Мы ждем ответа. Баяртай!                                  Воспитатель показывает сначала картинки из сказки «Репкэ» (презентация, картинки расположены по порядку по сюжету сказки, и некоторые из них скрыты за карточками со знаком вопроса).                                                                                                                                Воспитатель: - YхибYYд, давайте попробуем отгадать, что же скрыто за знаком вопроса, как нам разгадать эти загадки?                                                                                            Воспитатель выслушивает ответы детей и с ними выбирают наиболее правильный.

- Да, действительно, для этого нам необходимо вспомнить сказку.

Вместе с детьми вспоминают сказку, проговаривая по ходу все речевые модели, опираясь на эти картинки, открывая постепенно закрытые картинки. Затем открывают презентацию с картинками-схемами.

Воспитатель :

- YхибYYд, посмотрите внимательно на эти картинки-схемы что же они обозначают?

Выслушивает ответы детей. Вместе с детьми выбирают правильный ответ.

- Желтый круг обозначает репку, а квадратики – героев сказки. А по этим картинкам-схемам можно ли рассказать сказку? Кто хочет рассказать?

Слушают рассказ двоих детей.

Воспитатель в образе художницы подходит к детям:

- Амар мэндээ! Би Цыпилма гэжэ нэрэтэйб, би зураашанби. YхибYYд, харыт, би томоhоо томо зураг асарааб! (показывает ватман с раскраской по сказке «Репкэ»). Томо гY?

Дети: YY, ямар томо зураг гээшэб!

Воспитатель: - Би зуранаб, шэрдэнэб, 1, 2, 3! Гансаараа шаданагуйб! Намда туhалыт!

- YхибYYд, туhалхамнай гY?

-YхибYYд:  Зай, зай!

Воспитатель и один из детей подходят к мольберту и начинают раскрашивать. Они понимают, что двоим не справиться и ребенок зовет на помощь детей (учитель подводит к тому, чтобы он позвал друзей на помощь):

- YхибYYд, ерыт наашаа, маанадтаа  туhалыт!

Дети приходят на помощь:

- Ямар томо зураг гээшэб!

Ребенок, воспитатель:

- Зурая, шэрдэе!

Дети соглашаются:

- Зурая, шэрдэе!

В процессе раскрашивания воспитатель спрашивает, побуждая детей высказывать знакомые речевые конструкции, фразы.

- Юу зуранабши? Ямар  Yнгэтэйб? Ямар бэ? Томо гу, жаахан гу? Гэхэ  мэтэ. (Би Жороодойе зуранаб. Жороодой хYрин Y нгэтэй. Жороодой жаахан.)

Когда закончат раскрашивать, все вместе:

- Ура! ДYYрээ!

Воспитатель благодарит:

- Ямар бэрхэ  YхибYYд   гээшэбтэ! Намда туhалаат, hайн даа! Гансаараа - ядааб, хамтаараа - шадаабди!

Воспитатель:

- Вам какое животное больше всех нравится?

Дети:

- Жороодой! (Ямаадай)

Воспитатель:

- Давайте вообразим что мы лошадки, жороодойнууд и поскачем через степь, к речке.

Подходят к речке и один из жеребят «застревает» в грязи.

Воспитатель:

- Яахамнайб! Что же делать, как же нам вытащить его?.

Дети:

- Татая! Татанаб, татанаб! 1,2,3!, шаданагуйб! Жороодой ерыш наашаа, намда туhалыш!

Все тянут и вытаскивают жеребенка:

- Ураа! Гараа! Гансаараа - ядааб, хамтаараа - шадаабди!

Учитель:- Харыт, энэ юун бэ?

Дети:

- Маски животных! Давайте разыграем сказку!

- Зай, зай!

Разыгрывание сказки «Репкэ».

Роли: Автор, Репкэ, Ямаадай, Маадай, Моодэй, Жороодой, Тэмээдэй.

Автор:

Нэгэтэ Ямаадай томоhоо томо репкэ олобо…

Ямаадай:Хочу такой сайт

Ямар томо репкэ гээшэб!

Татанаб, татанаб!

Нэгэн, хоер, гурба!

Нэгэн, хоер, гурба!

, шаданагуйб!

Маадай, ерыш наашаа, намда туhалыш!

Маадай:

Ямар томо репкэ гээшэб!

Ямаадай: Татая!

Маадай: Татая!

Ямаадай, Маадай:

Татанабди, татанабди!

Нэгэн, хоер, гурба!

Нэгэн, хоер, гурба!

, шаданагуйбди!

Моодэй, ерыш наашаа, маанадта туhалыш!

Моодэй:

Ямар томо репкэ гээшэб!

Ямаадай: Татая!

Маадай, Моодэй: Татая!

Ямаадай, Маадай, Моодэй:

Татанабди, татанабди!

Нэгэн, хоер, гурба!

Нэгэн, хоер, гурба!

, шаданагуйбди!

Жороодой, ерыш наашаа, маанадта туhалыш!

Жороодой:

Ямар томо репкэ гээшэб!

Ямаадай: Татая!

Маадай, Моодэй, Жороодой: Татая!

Ямаадай, Маадай, Моодэй, Жороодой:

Татанабди, татанабди!

Нэгэн, хоер, гурба!

Нэгэн, хоер, гурба!

, шаданагуйбди!

Тэмээдэй, ерыш наашаа, маанадта туhалыш!

Тэмээдэй:

Ямар томо репкэ гээшэб!

Ямаадай: Татая!

Маадай, Моодэй, Жороодой, Тэмээдэй: Татая!

Ямаадай, Маадай, Моодэй, Жороодой, Тэмээдэй:

Татанабди , татанабди!

Нэгэн, хоер, гурба!

Нэгэн, хоер, гурба!

Ураа! Гараа!

Ямаадай:

Гансаараа - ядааб, хамтаараа - шадаабди!

Все дети исполняют песню «Репкэ» под фонограмму Р. Паулса «Золотая свадьба».

1 куплет:

Репкэрепкэ, би шамай олооб,

Репкэрепкэ, би шамай олооб,

Ямар томо репкэ гээшэб!

Томо, амтатай, шара Y нгэтэй!

2 куплет:

Нэгэн, хоер, татая!

Нэгэн, хоер, татая!

Нэгэн, хоер. Ура, гараа!

Ямар томо репкэ гээшэб!

Роли исполняли: дети представляются:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».