01.08.2022
Проект на тему: «Мой край родной»
Детского сада «Золотой ключик»
воспитателя
Доржиевой Нины Намдыковны
2022 год
Содержание.
1. Актуальность
выбранной темы …………………………………
2. Цели и задачи
проекта…………………………………………….
3. Участники
проекта. Сроки реализации проекта……………….
4. Этапы реализации
проекта………………………………………
5. Перспективное планирование ……………………………………
6. Предполагаемые
результаты и оценка результатов проекта.
..
7. Приложения ………………………………………………………
8. Список литературы……………………………………………….
«Я люблю тебя, мой край родной,
Ты мне дорог, будто мамина улыбка,
Говорят с суровой ты душой,
Да- с душой, суровость же- ошибка».
Н.И.Новиков
Актуальность проекта
Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий.
Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим
и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию
нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого
детьми мира, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными,
географическими, природными особенностями формирует у них такие черты
характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь,
яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в
детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Актуальность программы определяется стремлением расширить
знания детей о природе, истории, культуре нашей малой Родины.
Исходя из актуальности темы, мы поставили перед собой следующую цель.
Цель: - зажечь искорки любви к родному
краю, его истории и культуре.
В процессе работы над данной темой мы определи
следующие задачи.
Задачи:
- развивать бережное отношение к селу и его
природе, к достопримечательностям и
культурным ценностям;
- формировать эмоционально-ценностное отношение
к семье, дому, улице, краю, стране.
- воспитывать чувство гордости за своих
земляков;
- повысить
компетентность родителей по воспитанию у детей чувства гордости и любви к
родному краю.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта
«Мой край родной» - проект по краеведению
Вид проекта
Познавательный, творческий.
Участники
Дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы,
социум.
Сроки реализации
краткосрочный
Педагогические принципы
регионализации;
непрерывности;
доступности;
целостности;
системности;
преемственности;
культурообразности;
стимулирование детской деятельности.
Ожидаемые результаты.
Проект
призван помочь осмыслить ребенку его место в жизни, роль в судьбе страны,
способствовать формированию собственного взгляда на жизнь. Реализация данного
проекта позволит:
-заложить основу патриотического воспитания у детей,
привить любовь к Родине;
-приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
Отличительная
особенность данного проекта состоит в её практической значимости: вовлечение детей и родителей в
поисковую, исследовательскую деятельность; реализация индивидуального подхода;
формирование и апробация блока диагностических методик, позволяющих управлять
процессом становления краеведческой культуры дошкольников.
Основные
организационные формы:
• непосредственно-образовательная деятельность;
• в свободной деятельности;
• целевые прогулки по селу;
• экскурсии с различной тематикой о села;
• развлечения;
• тематические выставки;
• встречи с участниками исторических событий;
• работа в музее
Сампилова.
Методы и приемы:
• диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;
• игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические,
подвижные игры;
• проблемные ситуации;
• проектирование;
• конкурсы, викторины;
• экспериментирование;
• коллективно-творческие дела;
• наблюдения;
• целевые прогулки и экскурсии;
• рассматривание картин, иллюстраций.
Работа по
данной теме особенно трудна, потому что, требует большого труда и терпения, так
как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не
считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение
семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта,
внимания и чуткости к каждому ребенку.
Работая над этой темой, мной была составлена модель системы работы по
краеведению, выделены блоки работы по патриотическому воспитанию, включающие
серии конспектов-занятий, консультации для педагогов и родителей.
Индукционная модель системы работы по краеведению:
Семья → Родное село→
Родной край
Блоки работы по воспитанию патриотизма:
1.Семья
Программное содержание:
Расширение знаний дошкольников о структуре семьи,
необходимости укрепления семейных связей.
2.Родное село
Программное содержание: Закрепить и расширить знания
дошкольников о селе, его расположении на карте.
Познакомить с традициями и праздниками, показать его
социальную значимость в развитии страны.
3.Родной край
Программное содержание: Уточнить и систематизировать знания детей о достопримечательностях и памятных мест села Сосново-Озерское. Познакомить детей с основными видами полезных ископаемых Еравнинского района. Расширить представления детей о растениях и животных нашего края.
Прогнозируемый результат 1 этапа.
Обеспечение
мотивационной, информационной и организационной готовности участников проекта.
Выявление
способов достижения результата: анкетирование, собеседование, наблюдение,
составление текстов бесед и электронных презентаций
II этап - основной, включает в
себя:
1. Занятия с детьми в соответствии с
перспективным планом.
2. Совместные мероприятия с семьями
воспитанников.
3. Совместные мероприятия с детьми разного
возраста.
4. Экскурсии по селу.
5. Пополнение развивающей среды.
6. Выставки детских работ, семейных коллекций.
Формируется
методическая копилка для проведения тематического мониторинга к занятиям,
тематических бесед; пешеходных экскурсий по селу; игр-путешествий;
художественно-творческой деятельности и т.д.
Основной
принцип построения занятий с дошкольниками базируется на использовании новых
педагогических технологий:
• игровой;
• музейной педагогики;
• домашнего кинотеатра;
• информационно-познавательной с
использованием ИКТ.
III этап - итоговый, включает в
себя:
1. Итоговое диагностирование детей
2. Повторное анкетирование родителей.
Данные
мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие
к концу проекта.
Перспективное планирование.
Сентябрь
-Рисование:
«Мой дом».
- игра: «Назови деревья, нашей местности»;
-консультация
«Главные условия воспитания детей в семье» - работа с родителями;
- игра -
путешествие «Птицы и животные родного края».
Октябрь
-
Экскурсия по памятным местам села сосново-Озерское;
-
оформление уголка в группе «Мой край»;
-«История
и особенности бурятского национального костюма».
Ноябрь
-Рассказывание
на тему: «Дом, в котором я живу»;
-экскурсия
в музей Сампилова;
- «Я
горжусь своим прапрадедушкой»- рассказ и просмотр семейного альбома (Семья
Трофимова И.В.);
-
экскурсия к русской берёзе.
Декабрь
-
Тематические экскурсии: «Они сражались за Родину» (памятник ВОВ), « И здесь
была война» (памятник погибшим в Гражданской войне) ;
-Анкетирование
«Знаете ли вы своего ребёнка?» - работа с родителями;
-
Создание альбома «Все профессии нужны, все профессии важны»;
- Пословицы и поговорки о семье «Вместе дружная
семья» (совместные детско-родительские иллюстрации).
Февраль
- Фотовыставка
«Наше село», «Улан-Удэ- столица нашей Бурятии»;
- встреча
с тружениками села «Чудеса прялки и веретена», «Хлеб всему голова»;
- игра
«Угадай и назови»;
-
конструирование: «Мое село».
-
консультация для родителей «Что можно рассказать ребенку о родном крае?».
Март
«Символика родного края»
- Беседы
и рассматривание государственной
символики родного края (Герб и флаг
Еравнинского района, Республики Бурятия).
Прослушивание
песни «Гимн Еравны»
- аппликация
«Герб Еравны».
Апрель
«Что за край?»
- Путешествие
в сказку Петра Ершова «Конек - Горбунок».
Дидактические игры:
-
«Узнай, где я нахожусь?»;
-
«Собери картинку»;
- «Что
за улица?».
Май
«
Еравна- богатый край»
- просмотр
презентации «Земля Еравны»;
- кроссворд
«Полезные ископаемые еравны, месторождение Озерный»;
- фотоколлаж на тему: «Мой родной край»;
Ожидаемый результат:
-знают
историю родного края, его достопримечательности; -испытывают
чувство гордости за своих земляков, которые прославили своё село;
-
сформировано понятие «Моя малая Родина»;
- наличие стойкого интереса к прошлому,
настоящему и будущему
родного края.
Вывод.
Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных
учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию
активно включаются родители воспитанников. Сведения о селе, знаменитых жителях
доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
Успех в патриотическом воспитании детей
будет достигнут, только тогда, если сам воспитатель будет знать и любить
историю своей страны, своего села. Он должен уметь отобрать те знания, которые
будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей
чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший
уровень знаний детей о своём селе, его
замечательных земляках, достопримечательностях, интерес к истории и
культуре, чувство сопричастности к жизни своей малой родины.
Результаты работы с детьми по данному
направлению позволяют считать краеведение отправной точкой воспитания
маленького патриота, так как воспитанники научились более осознанно
воспринимать события, факты, явления социальной действительности, анализировать
их. У них появилась мотивационная потребность изучения родного края. Этот
интерес проявляется в детских вопросах, рассказах, рисунках. А также удается
добиваться тесного сотрудничества и взаимопонимания с родителями, как
полноправными участниками всех мероприятий, проводимых в ДОУ.
Список литературы:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(ФГОС ДО), 17.10.13 г., № 1155.
3.
Герасимова, О. Люби и знай свой край [Текст] / О.Герасимова // Дошкольное
воспитание, 2014. - №8. – С.4-14.
4.
Лихачев Д.С. Русская культура [Текст] / Д.С.Лихачев. - М.: Искусство, 2000. -
440 с
5.
Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина? [Текст]: опыт работы по
патриотическому воспитанию в ДОУ / Л.А. Кондрыкинская. - М.: ТЦ Сфера, 2003. -
192 с.
6.
Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: методическое
пособие – М.: ТЦ Сфера,2010 – 96с.
7.Интернет
ресурсы «Детский туризм».