28.11.2022
Проект «Село моё родное» (старшая группа)
Доржиева
Н. Н
Проект «Село моё родное» (старшая группа)
МАДОУ « Золотой ключик»
Оглавление.
1. Актуальность темы.
2. Цель и задачи проекта
3. Предполагаемый
результат.
4. Этапы работы
5. Выводы
6. Список литературы
7. Приложение
Тема проекта : «Село Сосново-Озерское»».
Тип проекта :
творческо-исследовательский
Участники проекта : Дети старшей разновозрастной группы.
Воспитатели
Родители
воспитанников.
Продолжительность проекта : краткосрочный
Сроки:
28.09.2021-02.10.2022
Актуальность
темы:
Ты вспоминаешь не
страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину
такую, какой её ты в детстве увидал.
К. Симонов
Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы
закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление
об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства.
Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых отмечается высокий темп
умственного развития. Старшие дошкольники
обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с
настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам
происшедшим и происходящим в большом взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом.
С целью
развития у ребят нравственно-патриотических чувств педагоги ставят перед собой
несколько задач: развить интерес к истории своей страны, края, села, к событиям прошлых
лет, обобщить и систематизировать знания о родном крае, расширение детского кругозора. О воспитании у дошкольников любви к родному краю писали В. С. Сухомлинский, Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова,
С. А. Козлова.
Обращение к отеческому
наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому
детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно на знание
истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом
относиться к культурным традиция других народов. Поэтому
нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач
дошкольного образовательного учреждения.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим
миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны.
Одним из приоритетных
направлений гражданского и патриотического воспитания является краеведение как
эффективное средство воспитания базиса личностной культуры ребенка.
Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует
продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического
процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции
средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании
системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного
возраста любви к родному краю.
Цель:
Создание условий для
гражданско-патриотического воспитания дошкольника с использованием
регионального компонента
Задачи:
• способствовать становлению понятия «малая родина – мой дом»;
• вызвать интерес к познанию истории родного села «Новомарковка»;
• уточнить имеющиеся
знания детей о жизни в селе и городе, их особенностях и различиях.
• пробудить уважение к
сельским труженикам, интерес к их труду;
• приобщать родителей к активному участию, воспитанию у детей любви к родным местам, проявлению уважения и интереса к труженикам села.
Предполагаемый
результат
Дети
могут знать и называть место проживания: посёлок, некоторые предприятия родного посёлка и их значимость;
Дети могут называть свой домашний адрес, испытывать любовь и привязанность
к родному дому, семье, детскому
саду, с удовольствием идти в детский сад;
Повышение уровня патриотизма старших дошкольников.
В результате работы по проекту участники
создадут альбом о селе, исторических местах села.
Этапы проекта :
1этап: Подготовительный.
• Выбор темы: постановка проблемы, вхождение в игровую
ситуацию.
• Рассмотреть
иллюстрации достопримечательностей села Новомарковка.
• Вопросы к детям:
Как называется наше село?
Как называется улица,
на которой вы живете?
Что больше всего
нравится в селе?
• Совместное составление детьми и педагогами плана реализации проекта.
• Подобрать литературу
и иллюстрации по теме.
• Оформление
информационного уголка, фоторепортажи, индивидуальные консультации для
родителей.
2этап: Основной
1. Непосредственная
образовательная деятельность.
Образовательная область «Социально-коммуникативное
развитие» :
НОД «Моя малая Родина»
Цель: продолжать
формировать у детей представления о малой Родине – селе Новомарковка.
Задачи:
• Формировать
представления детей о своём селе Сосново-Озерское, как о своей малой Родине.
• Дать элементарные
представления об истории возникновения и становления села Сосново-Озерское.
Учить давать полные ответы на поставленные вопросы.
• Познакомить детей с наиболее значимыми социальными объектами родного села.
• Развивать речевую
активность, умение слушать, читать стихи.
• Воспитывать у детей
патриотические чувства к своей малой Родине; интерес к истории своего села;
чувство гордости за место, где они родились и живут; чувство гордости за своих
односельчан.
НОД «Мой край родной»
Цель: расширять
представление детей о крае, в котором они живут.
Задачи:
• Формировать
представление о своем крае, как части России. Учить рисовать модель «Малая
Родина на планете
Земля».
• Обобщать знания детей о растительном и животном мире родного края.
• Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и
охранять её.
• Воспитывать
патриотические чувства к своей малой Родине, гордость за свой город, любовь к
месту, где живешь, её природе.
Образовательная область «Познавательное развитие».
НОД « поля и луга села Сосново-Озерское»
Цель: закрепить порядковый
и количественный счёт в пределах шести, знание цифр в пределах шести.
Задачи:
• Продолжать учить
составлять число 6 из единиц.
• Познакомить с цифрой
6.
• Уточнить приемы деления круга на 2–4 и 8 равных частей, учить понимать
соотношение целого и частей, называть и показывать их (половина, одна вторая, одна четвертая, одна восьмая и т. д.).
• Развивать умение
двигаться в соответствии с условными обозначениями в пространстве.
НОД «Цветик-семицветик»
Цель: познакомить детей с
составом числа 7 из двух меньших.
Задачи:
• упражнять в счете в пределах 10, умении называть «соседей» названных
чисел, различать и
называть цифры по порядку;
• закреплять названия
дней недели;
• познакомить с числом
и цифрой 7;
• учить детей
составлять число 7 из двух меньших чисел;
• совершенствовать
вычислительные навыки;
• продолжать
формировать мыслительные операции - анализ, синтез,
сравнение, обобщение;
умение работать самостоятельно;
• развивать творческие
способности;
• воспитывать
любознательность, внимание, навык самоконтроля.
Образовательная область «Речевое развитие».
НОД «Звук [ы] и буква ы»
Цель: познакомить детей с
буквой «ы»
Задачи:
• Уточнить артикуляцию
звука [ы];
• Упражнять детей в
образовании существительных множественного числа;
• Познакомить детей с
образом буквы ы;
• Упражнять в умении
находить местоположение звука в слове.
Беседы:
«Где мы
живём?»
Цель: познакомить детей с
названием села; закрепить знания, чем село отличается от
города.
«Я села
Сосново-Озерское»
Цель: продолжать знакомить
детей с промышленными предприятиями, культурными центрами, историческими
памятниками нашей области.
«Знаешь
ли ты, где живешь?»
Цель: закрепить знание
домашнего адреса, выяснить, для чего это необходимо.
«Какие
сельские профессии вы знаете?»
Цель: закрепить знания о
том, кто работает на селе; как называют этих людей; как они выполняют свою
работу.
«Я
люблю своё село, в котором живу»
Цель: познакомить детей с
историческими местами села, района, со знаменитыми людьми.
Ситуативные
разговоры:
«Где
родился – там и сгодился»
Цель: выяснить, как дети
понимают поговорку, какими делами и поступками можно подтвердить высказывание.
«Знаете
ли вы деревья, растущие в нашем крае?»
Цель: закрепить знания о
деревьях, воспитывать бережное отношение к деревьям
«Как
сделать, чтобы наше село стало еще краше
и чище?»
Цель: воспитывать любовь и
уважение к родному краю; выяснить какими
делами можно сделать село красивым
«Если
вы потерялись»
Цель: учить детей умению
просить помощи у работников полиции, магазинов, умению правильно называть свой
домашний адрес.
Чтение
художественной литературы:
• «Соль земли» И. Соколов- Микитов
• «Хаврошечка» сказка в обр. А. Н. Толстого
• «Почта» С Маршак
• «Не плюй в колодец – пригодиться воды напиться» обр.
К. Ушинского
Образовательная область «Физическое развитие».
• Проведение физкультурных эстафет в зале и на прогулке, по теме проекта
Образовательная область «Художественное творчество» :
Рисование:
«Моё село родное!» (пейзаж)
Цель: создать условия для
отражения в рисунке представления о месте своего жительства как одном из «уголков» своей Родины. Продолжать учить рисовать
несложные сюжеты или пейзажи (по выбору).
Развивать творческое воображение, способности к композиции.
«Улица
моего села»
Цель: совершенствовать
навыки изображения домов, различных видов транспорта. Развивать навыки
рисования пастельными и восковыми мелками. Учить создавать замысел работы
Конструирование:
«Многоэтажные
здания Сосново-Озерска»
Цель: развивать
творчество, самостоятельность, инициативу, конструкторские навыки; умение
рассуждать, делать самостоятельные выводы, находить собственные решения.
Формировать навыки пространственной ориентации
Лепка:
«Мы на
луг ходили…»
Цель: Учить детей по
выбору лепить луговые растения (ромашку, василёк, одуванчик,
колокольчик, землянику, злаки, травы) и насекомых (бабочек,
жуков, пчёл, стрекоз, передавая особенности их строения и окраски. Формировать
коммуникативные навыки. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к
природе родного края.
2. Совместная
деятельность взрослых и детей в ходе режимных моментов.
Сюжетно – ролевые игры:
«На
стройках села»
Цель: продолжать
воспитывать любовь и гордость за родное село, закрепить знания о
строительных профессиях, учить использовать в игре предметы –заместители.
«Путешествие
по селу»
Цель: закрепить
представления о сельском транспорте, воспитывать правила поведения в
общественном транспорте, закрепить знания о достопримечательностях нашего села.
«Ферма»
Цель: учить детей
совместно развертывать игру, согласовывать свой игровой замысел с игровым
замыслом сверстников.
«Больница»
Цель: обратить внимание на
взаимоотношения детей в ходе игры.
3. Самостоятельная
деятельность детей в уголках развития.
4. Работа с родителями
- Знакомство родителей с темой проекта.
- консультации на тему «Рассказывайте детям об
истории родного села», «Изучаем край родной», «Игры наших детей дома»
- Привлечение родителей к созданию альбома «Село моё родное»
3 этап: Заключительный:
- Подведение итогов по реализации проекта.
- Обобщение опыта работы по проекту
- Создание альбома «Село моё родное»
- Создание презентации по проекту.
Вывод.
Не следует ждать от детей и взрослых форм проявления любви к родному селу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут
знания об истории села, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто
основал и прославил село, начнут проявлять интерес к событиям
сельской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то
можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Литература:
1. Е. С. Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002
№6.
2. И. В. Штанько «Проектная деятельность с
детьми старшего дошкольного
возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
3. Л. Н. Коротовских
«Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
4. Т. И. Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
5. М. Д. Маханева «Нравственно – патриотическое
воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
6. Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Моя малая Родина».
Управление ДОУ 2005 №1.
7. И. В. Жирякова
«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную
педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
8. Материалы Интернет.