31.10.2022
Муниципальное Автономное Дошкольное
Образовательное Учреждение «Сосново-Озерский детский сад» «Золотой ключик»
Проект «Водоёмы нашего Еравнинского района»
(подготовительная группа)
Автор
проекта: воспитатель
Доржиева Нина Намдыковна
2021г.
Как
много может сделать человек.
Когда
он сердцем обращен к Отчизне.
И
для себя не представляет жизни.
Без
русских нив и величавых рек…
А.Татьяничева
Введение. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление социального опыта жизни в своём посёлке, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.
Патриотическое
воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний и организацию
доступной деятельности.
Сегодня, в условиях динамично-развивающейся
экономики, бездушного использования человеком природной красоты и водных
ресурсов, вопросы благополучия приобретают особое значение в современном
обществе. Вода – это живительная сила, чудо природы, источник жизни и
благосостояние всего окружающего мира, красота созерцания и благоухания,
проникновения души человека.
История человечества неразрывно связана с
историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее
с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем
будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. В период
дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря
познавательной активности ребенка, имеющий свою специфику на каждом возрастном
этапе. Приобретенные знания в дальнейшем преобразовываются в прочные убеждения,
понятия. Все, что согласуется с природой, должно рассматриваться как благо; что
противоречит ее жизни и развитию, как зло и
пагубность. Этот принцип в свое время был глубоко и всесторонне
обоснован Я.К.Каменским.
Формирование у детей ответственного отношения к
природе - сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не
только владение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной
отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, проявлять заботу,
умение и желание активно облагораживать окружающую среду, любить её. «Мы
стремимся к тому» - писал В.А.Сухомлинский, - чтобы ребенок видел красоту
природы, которая становится еще красивее и понятнее от того, что к ней приложил
заботу он, сам ребенок».
Развитие интереса к родному краю, его природной
истории и достопримечательностям – одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей,
суть, которой состоит в урегулировании научными, нравственными,
художественно-эстетическими средствами системы духовно-нравственного отношения
и чувства сопричастности к своей малой Родине. Ребенок на данном этапе способен
актуализировать значимость водной среды, глубинных даров родной природы для
жизни всего живого в окружающем мире. Интерес к родному краю, его
природным достопримечательностям не случаен. Он обусловлен тревожащим
человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых
путей выхода из него.
Работа с детьми в данном направлении позволяет искать новые
подходы для развития интеллектуально-познавательного компонента компетентности
(знаний) воспитанников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное
проникновение научно-технического прогресса во все
его сферы пропагандируют педагогам необходимость выбирать передовые и
эффективные методы и средства обучения, развития и воспитания. Одним из
перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является
познавательно-исследовательская деятельность. Всё чаще в современных
научно-методических изданиях и описаниях педагогического опыта встречаются
упоминания о проектной деятельности детей дошкольного возраста. Внедрение
метода проекта в практику педагогической работы, реализация содержания
образовательной программы посредством проектной деятельности предусмотрена федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). В
частности, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах
деятельности (игровой, проектной, исследовательской, познавательной).
Достоинство метода проектов заключается в том,
что он помогает раскрывать перед детьми реальные широты о различных сторонах
родной природы, о природных объектах, о взаимоотношениях с другими соседними
объектами и со средой обитания. Даёт каждому ребёнку возможность реализовывать
свои идеи и получать удовлетворение от действий в течение всего времени работы
над проектом. В процессе познавательной деятельности идет процесс обогащения
памяти воспитанников, активизируются мыслительные операции, выстраиваются линии
необходимых понятий об увиденном. Дети могут самостоятельно формулировать
обнаруженные природные красоты, а также нарушения флоры и фауны, ведущим к
пагубным последствиям животного и растительного мира. Все выводы стимулируют
развитие диалогической и монологической стороны речи, активизируют
словотворчество, реализуются детские интересы и потребности в знаниях, общении,
игре и других видах деятельности самостоятельно. Воспитатель, родители
воспитанников, специалисты ДО имеют равное с детьми право участвовать, вносить
идеи в проект, касающиеся данной тематики. Такое направление соответствует требованиям ФГОС дошкольного
образования и способствует реализации регионального компонента образовательной
программы дошкольного образования и воспитания ДОУ.
Углубленная работа с детьми по формированию
духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к своему краю
способствовало разработке педагогического проекта «Что мы знаем о водоемах
нашего поселка». Проект посвящен изучению исторического водного ресурса и
достопримечательности родной местности в данный период жизни. Как можно использовать природные глубины в
культурной жизни поселка и односельчан, какую популярность имеют родные места у
любителей экологического туризма и отдыха. Просвещение родителей воспитанников в данном
аспекте. Совместная деятельность поможет мобилизовать взрослое население к
ценному отношению к природе, её объектам, природоохранным мероприятиям.
Проблема
Проблема заключается в том, что на современном этапе родители не
придают должного внимания на значимость природных ценностей, красоту окружающей
действительности в повседневной жизни.
Тем самым обедняя детские представления о необходимости ценить богатства недр
земли, проявлять заботу о культурном наследии посёлка, беречь природную культуру и приобщаться к социальной
жизни общества, позволить благополучие природной ауры, безгранично чувствовать
своеобразный водный мир. Дошкольники – люди деятельные, любознательные и
пытливые. Целенаправленное ознакомление
с природной, народной красотой окружающего мира - одна из частей формирования духовно – нравственного отношения и чувства
гордости за свой Смоленский край. Расширить круг представлений о разнообразии
водного окружения, вовлечь ребенка в доступные оптимальные действия по
сохранению природных ценностей. Значит, приобщать детей к созидательным и
творческим действиям, научив их различать, что красит природные объекты, а что
пагубно действует на их жизнь и процветание. Значимая для воспитанников
проблема на решение, которого направлена работа проекта, как не мешать
природной жизни и действовать во благо фауны и флоры.
Недостаток знаний и ответственности за природное наследие выявлен
при индивидуальных контактах родителей и
детей в форме беседы.
Гипотеза:
Если дети соприкасаются с жизнью водоёмов с
опорой на наглядность, эмоционально-эстетическое отношение к природному
объекту, они осваивают разные практические виды действий, с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей. Данное направление по ознакомлению дошкольников с историей
природных объектов в разные исторические эпохи, будет способствовать
формированию духовно- нравственной культуры и чувства гордости, сопричастности к своему
родному поселку, к своей малой Родине.
Тип проекта: педагогический «Водоемы нашего района»
Цель. Расширить и обогатить интерес детей о
водных ресурсах, как важнейшего источника жизни. Систематизировать знания о
родном крае, приобщать к истории и культуре родного посёлка.
Задачи для детей.
1.Создать фундамент для формирования нравственного отношения и
чувства сопричастности к своей малой Родине.
2. Исследовать информацию вместе с детьми и родителями о родном
посёлке.
3. Стимулировать поисковую деятельность в процессе сбора информации по теме.
4.Уточнить и расширить представления детей о живописности водоема,
как среде обитания всего живого мира.
5. Развивать эстетическое восприятие – учить детей видеть красоту
природного водоема, вода блестит на солнце, по берегам растут и цветут травы,
цветы и деревья.
6.Воспитывать бережное отношение к природным богатствам Родины.
Задачи для родителей:
1. Включение родительской общественности в организацию выставки
детско-родительских работ «Водоемы Еравны»
2. Обобщение результатов семейных проектов на родительском
собрании, - ведение фоторепортажа с детьми.
3.Популирезация созидательных действий взрослого населения в
направлении сохранить природное наследие в естественном состоянии.
Участники проекта:
·
Дети подготовительной группы 6-7лет
·
Родители
и другие члены семьи
·
Педагоги
Вид проекта: интегрированный, групповой, длительный
Формы и методы работы с
детьми
- Беседы, экскурсии, занятия
- Отражение полученных знаний в продуктивной деятельности
- Выставка творческих работ детей
-Дидактические игры
Формы и методы работы с
детьми
- Беседы, экскурсии, занятия
- Отражение полученных знаний в продуктивной деятельности
- Выставка творческих работ детей
-Дидактические игры
Обеспечение проекта
- Дидактические игры
- Исторические документы, фотографии
- Семейные проекты (плакаты)
- Методическая, краеведческая, художественная литература
- Наборы открыток
- Карты, иллюстрированный материал по данной теме
Предполагаемый результат
-в ходе познавательно-исследовательской деятельности дети смогут
выявить цветовую гамму природы
- эстетическое восприятие ценности красоты водной глади, пейзажа растительного мира побережья водных просторов
- ответственное отношение к природе и её объектам в соответствии с
законами, природными ритмами и циклами
- активное участие, деловое общение и поддержка родителями детей в
реализации аспектов проекта
- разработка детьми кодекса правил поведения на водоеме
- создание мини-архива «Исторические данные о водоемах Еравнинского
района»
Интеграция
·
социально-коммуникативная
деятельность;
·
познавательно-исследовательская
·
речевая
·
художественно-эстетическая
·
двигательная
При
выстраивании педагогического процесса в рамках данного проекта положены
следующие принципы:
·
Принцип
доступности и посильности. Содержание проекта строится от простого к сложному,
ориентируясь на детские интересы и мотивационную сферу воспитанников.
·
Принцип
интеграции. Проект построен с учетом интеграции общей программы, её направлений
и всех видов детской деятельности. Реализуется в содружестве с семьёй и
социума.
·
Эстетический.
Использование произведений художественной литературы и исскуства, фольклора,
устного творчества, поэзии.
·
Взаимодействие
трех факторов: детский сад, семья, общество.
·
Принцип научности. Предлагаемый детям материал отвечает
современным достижениям науки. Упрощение сложных научных положений не должно
приводить к искажению их научной сущности. Те элементарные познания об
окружающем мире, которые получают дети, не должны отвергаться впоследствии, а
лишь только расширяться и обогащаться.
·
Принцип гуманизации. Гуманное отношение к личности
воспитанников, умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку
зрения, не игнорировать детские чувства и эмоции. В работе ребёнок полноправный
партнёр.
·
Принцип дифференциации. Создание оптимальных условий для
самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний с учётом возраста,
индивидуальных особенностей, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной
и познавательной сферы.
Материально-технические
ресурсы необходимые для выполнения проекта
Информационные ресурсы, природные объекты, карта наблюдаемого
объекта
Срок реализации проекта: март 2020г.- май 2021г.
Этапы работы над проектом:
1.Подготовительный: определение
цели и задач проекта, создание фундамента для организации работы с составлением
плана действий по накоплению опыта и
знаний
2.Аналитический: определить возможные пути решения,
Разработать схемы реализации проекта через разные виды деятельности , подбор
инструментария для наблюдений, творчества
3.Исследовательский: рассматривание энциклопедии «Красная книга
Смоленской области», изучение расположения водоёмов на карте местности,
ознакомление с растительным и животным миром
побережья водоема, исследование воды, взятой из водоёма (рассматривание,
фильтрация)
4.Презентационный: выставка детско-родительских работ
«Водоемы поселка», обобщение результатов семейных проектов на родительском
собрании, ведение фоторепортажа с детьми.
5.Контрольный: обсуждение проектной деятельности на
педагогическом совете ДОУ, мониторинг духовно-нравственного развития.
Особенности проекта
1.В ходе работы над проектом взрослые выступали,
как непосредственные участники, субъекты деятельности вместе с детьми.
2.Проект предусматривает интеграцию задач
образовательных областей
3.Проект рассматривался, как деятельность,
позволяющая, развивать любознательность, активность, творчество детей, созерцание и восхищение природной красотой
родного края.
Изучать новую информацию, выявлять практические
варианты действий,
формировать познавательные коммуникативные компетенции,
входящие в пределы образовательных областей программы.
Этапы
реализации проекта
I этап – подготовительный
Формы работы |
Цель |
Подбор
научно-методической и художественной литературы, определение направления,
цели и задач. Обследование природных объектов для исследовательской и поисковой деятельности детей |
Способствовать
накоплению и обогащению собственного педагогического опыта. Создание
насыщенной поисковой сферы для детской познавательной деятельности. |
II этап –
аналитический
|
III этап – исследовательский
Формы работы Знакомство
с энциклопедией «Красная книга Еравны» Беседа
с родителями «Что знаем о своей малой Родине?» Консультация
«Приобщаем детей к истокам русской народной культуры» Памятки
родителям «Воспитание маленького патриота» Рассматривание
карты Еравнинского района «Озера родного края» Просмотр
видеоматериала «Культура и красота природы родной Еравны» Экскурсия
к водоему поселка «Жизнь и сообщество растительного и водного мира». Поисковая
деятельность: «Сбор воды из водоема». Рассматривание и фильтрация водного состояния. Дидактические
игры: «Найди такой же», «Дорисуй», «Полезно или вредно, «Угадай по описанию» Подвижные
игры: «Ручеек», «Караси и щука», «Вода, земля, воздух». Народная игра «Цапки»
Экскурсия
на водоем «Водная гладь и ее природная красота» Трудовой
десант. Природоохранная акция «Чистые плесы» |
Цель |
Расширить
и обобщить знания о редких растениях родного края, о необходимости бережного
обращения с объектами природы в окружающем мире. Познакомить
родителей с положением педагогического проекта по данной тематике.
Сформировать интерес по созданию условий для его реализации. Обобщить
накопленные знания и поддержать
инициативу взрослых на решение задач
по проблемной ситуации на данном этапе. Выявить
детский уровень качеств, способностей ориентироваться по знаковой схеме. Формировать
нравственное отношение и чувства гордости за свой край. Обогатить
представления о значимости природных ценностей, достояния недр земли. Выявить
в каком состоянии находится водная гладь (прозрачность, загрязнение) Развивать
логику, наблюдательность, речевую
активность. Способствовать
развитию быстроты реакции, находчивости, ловкости, координации,
ориентировании в пространстве. Учить
видеть и чувствовать неповторимость красоты природного явления. Реализация
практических действий для
благополучного состояния прибрежной
зоны озера (по инициативе детей) |
IV-
презентационный
Формы работы
|
Задачи |
Выставка детско-родительских работ «Водоемы Еравны». Обобщение результатов семейных проектов на презентации
родительского собрания « Что мы знаем о Родном крае» Ведение фоторепортажа с мест поисковой детской деятельности.
Оформление материала на стенде группы
«Знай свой край»
|
Вызвать у родителей ответственное отношение к природе и её
объектам в соответствии с законами, природными ритмами и циклами. Активизировать деловое общение и поддержку родителей в
реализации аспектов проекта с учетом детских понятий, знаний и опыта.
|
V этап –
контрольный
Формы работы |
Задачи |
Обсуждение
поисковой и познавательно-исследовательской деятельности на педагогическом
совете. Мониторинг уровня качеств и методические рекомендации.
|
Оценка
результатов внедрения проектной технологии, выявление динамики
духовно-нравственного развития детей. Проследить результаты поисковой деятельности. |