23.09.2023
Проект
по адаптации детей
раннего возраста к условиям детского сада
«Я иду в детский сад!»
Подготовила:
воспитатель Душакова О.Ю.
2023г.
«От пятилетнего
ребенка до меня только шаг.
От новорожденного до
меня страшное расстояние».
Лев Толстой
Участники проекта:
педагог-психолог,
воспитатели младшей группы, музыкальный руководитель, медицинский работник,
дети и родители детей младшей группы
Вид проекта: среднесрочный
Тип проекта: социальный.
Сроки реализации: Сентябрь – декабрь 2023г.
На сроки проекта влияют
следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом
индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в
детский сад; заболеваемость/посещаемость.
База реализации: младшая группа МАДОУ»
Сосново-Озерский детский сад « Золотой ключик».
Руководитель проекта: Душакова О.Ю.., воспитатель.
Введение
Актуальность проекта. Поступление ребенка в детский сад
вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна.
Известно, что изменение социальной среды сказывается на психическом и на
физическом здоровье детей.
Особенно уязвимым для адаптации является
ранний возраст, поскольку именно в этот период детства ребенок менее всего
приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. В этом возрасте адаптация
к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями.
Изменение условий жизни и необходимость выработки новых форм поведения требуют
от ребенка и от взрослых больших усилий. От того, насколько ребенок подготовлен
в семье к переходу в детское учреждение и от того, как организуют период его адаптации
и воспитатели и родители зависят течение адаптационного периода и дальнейшее
развитие малыша. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального
состояния ребенка. Для адаптационного периода характерны эмоциональная
напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет,
стремится к физическому контакту со взрослыми или, наоборот ,раздраженно
отказывается от них, сторонится сверстников. Особенности поведения детей в этот
период во многом связаны с особенностями их темперамента. Дети с флегматическим
темпераментом будут вести себя скорее заторможено, а дети с холерическим
темпераментом, наоборот, будут излишне возбуждаться. В любом случае социальные
связи ребенка могут оказаться очень напряженными, а иногда и полностью
нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука
и встреча с родными протекают очень бурно, экзальтированно: малыш не отпускает
от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает
слезами. Меняется и активность ребенка по отношению к предметному миру .Игрушки
оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень
речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с
трудом.
Данной проблемой
занимались такие ученые как: Н.М. Аксарина, К.Ю. Белая, К.Л. Печора, так же
исследователи Н.Д. Ватутина, А.И. Захарова, Е.О. Севостьянова, Р.В.
Тонкова-Ямпольская и другие.
Традиционно под
адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и
приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое
можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является
активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е.
совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или
негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной
адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя
адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).
С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Педагоги и родители
должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь.
«Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом
определяет его будущее психологическое развитие», отмечает В.С. Мухина.
Адаптационный проект
«Я иду в детский сад!» для детей младшего возраста с 3 лет, учитывающий
психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.
В результате осуществления проекта задействованы педагог-психолог, воспитатели
групп младшего возраста, родители, что будет способствовать их сплочению. И
одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно
сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Мы
хотим, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский
сад с удовольствием. Длительность этого проекта составляет 4 месяца, половина
первого года пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Ведущая деятельность в
младшем дошкольном возрасте является игра, в основе проекта лежат игровые
упражнения.
Цель:
создание благоприятных
условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.
Задачи:
• преодоление
стрессовых состояний у детей младшего возраста в период адаптации к детскому
саду;
• развитие навыков
взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей каждого ребёнка;
• развитие игровых навыков,
произвольного поведения;
• работа с родителями направленная на
качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни
взаимодействия и сотрудничество с сотрудниками детского сада; формирование
активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышение
коммуникабельности между родителями.
Ожидаемый результат данного проекта – это успешная
адаптация детей и родителей к условиям детского сада.
Снижение
заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.
Привлечение родителей
детей младшего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей,
совместно с психолого-педагогической службой ДОУ.
Повышение
психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения
и развития детей младшего возраста в период адаптации.
Становление
партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
Создание открытой
системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
Реализация проекта.
Подготовительный этап
Подбор методической,
художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
Разработка конспектов
адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для
родителей;
Пополнение
предметно-развивающей среды группы младшего возраста;
Разработка
информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои
первые шаги»;
Разработка анкет для
родителей;
Составление плана
работы с детьми и родителями.
Проведение
информационно-просветительской работы среди родителей.
Основной этап.
Заполнение
адаптационных листов.
Знакомство детей с
детским садом, друг с другом. Ежедневно, последовательно вводить правила
поведения в группе и приучения к режиму дня. Систематично проводить
адаптационные игры и совместные мероприятия с детьми.
Проведение
родительских собраний, консультаций, анкетирование. Организация родительских
встреч по типу круглого стола, родительских конференций.
Завершающий этап.
Анализ адаптационных
карт, определение уровня адаптации детей.
Подведение итогов
адаптации на родительском собрании и педсовете в виде презентации и отчета.
Формы работы с родителями:
1. Консультирование -
повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания,
обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
2. Практикумы –
способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с
детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети.
3. Подбор специальной
психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
4. Выпуск памяток,
информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых
развивающих игр.
План проекта
Список литературы:
1. Белкина Л.В.
Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. –
Воронеж: Учитель, 2004.
2. Волосова Е.
Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М.: Линка-Пресс,
1999.
3. Губа Г.И.
Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет.
Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
4. Павлова С.В., Савинцева Е.А. Комплексные развивающие занятия для детей
раннего возраста. Детский клуб «Умка». – Учебно-методическое пособие. – М.:
5. Педагогическое
общество России, 2010. – 80с.
6. Роньжина А.С. Занятия психолога с
детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО
«Национальный