проект по адаптации

23.09.2023

Проект

по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

«Я иду в детский сад!»

Подготовила: воспитатель Душакова О.Ю.

2023г.

«От пятилетнего ребенка до меня только шаг.

От новорожденного до меня страшное расстояние».

Лев Толстой

Участники проекта:

педагог-психолог, воспитатели младшей группы, музыкальный руководитель, медицинский работник, дети и родители детей младшей группы

Вид проекта: среднесрочный

Тип проекта: социальный.

Сроки реализации: Сентябрь – декабрь 2023г.

На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость.

База реализации: младшая группа МАДОУ» Сосново-Озерский детский сад « Золотой ключик».

Руководитель проекта: Душакова О.Ю.., воспитатель.

Введение

Актуальность проекта. Поступление ребенка в детский сад вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается на психическом и на физическом здоровье детей.

Особенно уязвимым для адаптации является ранний возраст, поскольку именно в этот период детства ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. В этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. Изменение условий жизни и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка и от взрослых больших усилий. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение и от того, как организуют период его адаптации и воспитатели и родители зависят течение адаптационного периода и дальнейшее развитие малыша. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к физическому контакту со взрослыми или, наоборот ,раздраженно отказывается от них, сторонится сверстников. Особенности поведения детей в этот период во многом связаны с особенностями их темперамента. Дети с флегматическим темпераментом будут вести себя скорее заторможено, а дети с холерическим темпераментом, наоборот, будут излишне возбуждаться. В любом случае социальные связи ребенка могут оказаться очень напряженными, а иногда и полностью нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекают очень бурно, экзальтированно: малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется и активность ребенка по отношению к предметному миру .Игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом.

Данной проблемой занимались такие ученые как: Н.М. Аксарина, К.Ю. Белая, К.Л. Печора, так же исследователи Н.Д. Ватутина, А.И. Захарова, Е.О. Севостьянова, Р.В. Тонкова-Ямпольская и другие.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.

Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», отмечает В.С. Мухина.

Адаптационный проект «Я иду в детский сад!» для детей младшего возраста с 3 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста. В результате осуществления проекта задействованы педагог-психолог, воспитатели групп младшего возраста, родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием. Длительность этого проекта составляет 4 месяца, половина первого года пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Ведущая деятельность в младшем дошкольном возрасте является игра, в основе проекта лежат игровые упражнения.

Цель:

создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.

Задачи:

• преодоление стрессовых состояний у детей младшего возраста в период адаптации к детскому саду;

• развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

• развитие игровых навыков, произвольного поведения;

• работа с родителями направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни взаимодействия и сотрудничество с сотрудниками детского сада; формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышение коммуникабельности между родителями.

Ожидаемый результат данного проекта – это успешная адаптация детей и родителей к условиям детского сада.

Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.

Привлечение родителей детей младшего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с психолого-педагогической службой ДОУ.

Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей младшего возраста в период адаптации.

Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.

Реализация проекта.

Подготовительный этап

Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;

Разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;

Пополнение предметно-развивающей среды группы младшего возраста;

Разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои первые шаги»;

Разработка анкет для родителей;

Составление плана работы с детьми и родителями.

Проведение информационно-просветительской работы среди родителей.

Основной этап.

Заполнение адаптационных листов.

Знакомство детей с детским садом, друг с другом. Ежедневно, последовательно вводить правила поведения в группе и приучения к режиму дня. Систематично проводить адаптационные игры и совместные мероприятия с детьми.

Проведение родительских собраний, консультаций, анкетирование. Организация родительских встреч по типу круглого стола, родительских конференций.

Завершающий этап.

Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей.

Подведение итогов адаптации на родительском собрании и педсовете в виде презентации и отчета.

Формы работы с родителями:

1. Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

2. Практикумы – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети.

3. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;

4. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.

План проекта

Период

Содержание

 
 

Сентябрь

Знакомство

детей с детским садом, друг с другом.

-Знакомство-беседа с родителями и ребенком.

-Знакомство с группой, игрушками.

- Организационное родительское собрание;

- Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»;Хочу такой сайт

- Индивидуальный журнал ребенка;

- Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»;

- Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»;Воспитание детей 3 - 4 лет

Заполнение адаптационных листов.

Художественная литература: Чтение потешек

- Занятие «Кошка»

1.Игра с погремушками

2. Пальчиковая гимнастика «Котята»

3. Дыхательное упражнение «Подуй на бантик»

4. Игра «Мыши водят хоровод».

5. Артикуляционная гимнастика «Кошка»

6. Релаксация

- «Минутки вхождения в день» как один из условий успешной адаптации к ДОУ (для воспитателей);

- Развивающая среда для детей младшего дошкольного возраста (перечень);

- Игровая деятельность: «Ласковое имя»; «Листочек падает»; БАТ «Ежик»

 

Октябрь

- Консультация «Возрастные особенности детей 3-4лет»; (https://www.b17.ru/blog/3678/)

- Мини-лекция «Детская истерика»;

- Музыкальные упражнения «Пальчик а пальчик»;

- Занятие «Листопад»

1. Приветствие.

2. Пальчиковая игра «Осенние листья»

3. Игра «Сдуй листок со стола»

4. Стихотворение «Листопад, листопад»

5. Потешка «Пальчик-мальчик, где ты был?»

6. Релаксация

- Занятие «Мячики»

1. Приветствие.

2. Стихотворение «Наша Таня громко плачет».

3.Динамическая пауза «Девочки и мальчики»

4. Потешка «Друг веселый, мячик мой»

5. Массаж ладоней «Я мячом круги катаю»

6. Релаксация «Мячики отдыхают»;

- Игровая деятельность: «Зайка серенький сидит», «Солнце и дождик»; пальчиковая игра «Этот пальчик»

Ноябрь

Развитие культурно-гигиенических навыков.

- Консультация «Самостоятельность и самообслуживание» (http://www.maam.ru/detskijsad/vospitanie-u-detei-mlad..)

-Приучение детей к самообслуживанию: показывать, как одеваться, причесываться, держать ложку или чашку, ходить на горшок, мыть руки.

Игры-занятия: «Уложим куклу Катю спать», «Оденем куклу на прогулку», «Научим куклу раздеваться»

- Занятие «Мыльные пузыри»

1. Приветствие.

2. Игра «Поймай пузырь».

3. Песенка «Ладушки - ладошки»

4. Игра «Надувайся пузырь»

5. Релаксация «Пузырьки»

6. Физминутка: «Мячик»

- Игровая деятельность: «Мыши»; «Самолеты»;

Декабрь

- Консультация Способы формирования познавательной активности у детей

- Занятие «Зайка»

1. Приветствие.

2. Потешка «Зайка серенький сидит»

3. Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»

4. Игра «Лиса и заяц»

5. Динамическая пауза с барабанами «Зайка сел на пенёк»

6. Динамическая пауза «Заинька»

- Занятие «Новый год»

1. Приветствие Деда Мороза.

3. Игра «Заморозь»

- Новогодний праздник

- Диагностика адаптации к ДОУ.

 

Список литературы:

1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.

2. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М.: Линка-Пресс, 1999.

3. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

4. Павлова С.В., Савинцева Е.А. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста. Детский клуб «Умка». – Учебно-методическое пособие. – М.:

5. Педагогическое общество России, 2010. – 80с.

6. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».