05.02.2024
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Сосново-Озерский детский сад» «Золотой ключик»
Проект «Водоёмы нашего
Еравнинского района»
(подготовительная группа)
Автор проекта: воспитатель
Раднаева Баирма Борисовна
2021г.
Как много может
сделать человек.
Когда он сердцем
обращен к Отчизне.
И для себя не
представляет жизни.
Без русских нив и
величавых рек…
А.Татьяничева
Введение. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление социального опыта жизни в своём посёлке, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.
Патриотическое
воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний и организацию
доступной деятельности.
Сегодня, в условиях динамично-развивающейся
экономики, бездушного использования человеком природной красоты и водных
ресурсов, вопросы благополучия приобретают особое значение в современном
обществе. Вода – это живительная сила, чудо природы, источник жизни и
благосостояние всего окружающего мира, красота созерцания и благоухания,
проникновения души человека.
История человечества неразрывно связана с
историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее
с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем
будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. В период
дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря
познавательной активности ребенка, имеющий свою специфику на каждом возрастном
этапе. Приобретенные знания в дальнейшем преобразовываются в прочные убеждения,
понятия. Все, что согласуется с природой, должно рассматриваться как благо; что
противоречит ее жизни и развитию, как зло и пагубность. Этот принцип в
свое время был глубоко и всесторонне обоснован Я.К.Каменским.
Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный
процесс. Конечным результатом должно быть не только владение определенными
знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание
активно защищать, улучшать, проявлять заботу, умение и желание активно
облагораживать окружающую среду, любить её. «Мы стремимся к тому» - писал
В.А.Сухомлинский, - чтобы ребенок видел красоту природы, которая становится еще
красивее и понятнее от того, что к ней приложил заботу он, сам ребенок».
Развитие интереса к родному краю, его природной истории и
достопримечательностям – одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей,
суть, которой состоит в урегулировании научными, нравственными,
художественно-эстетическими средствами системы духовно-нравственного отношения
и чувства сопричастности к своей малой Родине. Ребенок на данном этапе способен
актуализировать значимость водной среды, глубинных даров родной природы для
жизни всего живого в окружающем мире. Интерес к родному краю, его природным
достопримечательностям не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество
экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода
из него.
Работа с детьми в
данном направлении позволяет искать новые подходы для развития
интеллектуально-познавательного компонента компетентности (знаний) воспитанников.
Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение
научно-технического прогресса во все его сферы пропагандируют
педагогам необходимость выбирать передовые и эффективные методы и средства
обучения, развития и воспитания. Одним из перспективных методов, способствующих
решению данной проблемы, является познавательно-исследовательская деятельность.
Всё чаще в современных научно-методических изданиях и описаниях педагогического
опыта встречаются упоминания о проектной деятельности детей дошкольного
возраста. Внедрение метода проекта в практику педагогической работы, реализация
содержания образовательной программы посредством проектной деятельности
предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования (ФГОС ДО). В частности, поддержка детской инициативы и
самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, проектной,
исследовательской, познавательной).
Достоинство метода проектов заключается в том,
что он помогает раскрывать перед детьми реальные широты о различных сторонах
родной природы, о природных объектах, о взаимоотношениях с другими соседними
объектами и со средой обитания. Даёт каждому ребёнку возможность реализовывать
свои идеи и получать удовлетворение от действий в течение всего времени работы
над проектом. В процессе познавательной деятельности идет процесс обогащения
памяти воспитанников, активизируются мыслительные операции, выстраиваются линии
необходимых понятий об увиденном. Дети могут самостоятельно формулировать
обнаруженные природные красоты, а также нарушения флоры и фауны, ведущим к
пагубным последствиям животного и растительного мира. Все выводы стимулируют
развитие диалогической и монологической стороны речи, активизируют
словотворчество, реализуются детские интересы и потребности в знаниях, общении,
игре и других видах деятельности самостоятельно. Воспитатель, родители
воспитанников, специалисты ДО имеют равное с детьми право участвовать, вносить
идеи в проект, касающиеся данной тематики. Такое направление соответствует
требованиям ФГОС дошкольного образования и способствует реализации
регионального компонента образовательной программы дошкольного образования и
воспитания ДОУ.
Углубленная работа с детьми по формированию
духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к своему краю
способствовало разработке педагогического проекта «Что мы знаем о водоемах
нашего поселка». Проект посвящен изучению исторического водного ресурса и
достопримечательности родной местности в данный период жизни. Как можно
использовать природные глубины в культурной жизни поселка и односельчан, какую
популярность имеют родные места у любителей экологического туризма и отдыха.
Просвещение родителей воспитанников в данном аспекте. Совместная
деятельность поможет мобилизовать взрослое население к ценному отношению к
природе, её объектам, природоохранным мероприятиям.
Проблема
Проблема заключается в том, что на современном
этапе родители не придают должного внимания на значимость природных ценностей,
красоту окружающей действительности в повседневной жизни. Тем самым
обедняя детские представления о необходимости ценить богатства недр земли,
проявлять заботу о культурном наследии посёлка, беречь природную культуру
и приобщаться к социальной жизни общества, позволить благополучие природной
ауры, безгранично чувствовать своеобразный водный мир. Дошкольники – люди
деятельные, любознательные и пытливые. Целенаправленное ознакомление с
природной, народной красотой окружающего мира - одна из частей
формирования духовно – нравственного отношения и чувства гордости за свой
Смоленский край. Расширить круг представлений о разнообразии водного окружения,
вовлечь ребенка в доступные оптимальные действия по сохранению природных
ценностей. Значит, приобщать детей к созидательным и творческим действиям,
научив их различать, что красит природные объекты, а что пагубно действует на
их жизнь и процветание. Значимая для воспитанников проблема на решение,
которого направлена работа проекта, как не мешать природной жизни и действовать
во благо фауны и флоры.
Недостаток знаний и ответственности за
природное наследие выявлен при индивидуальных контактах родителей и детей
в форме беседы.
Гипотеза:
Если дети соприкасаются с жизнью водоёмов с
опорой на наглядность, эмоционально-эстетическое отношение к природному
объекту, они осваивают разные практические виды действий, с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей. Данное направление по ознакомлению дошкольников с
историей природных объектов в разные исторические эпохи, будет способствовать
формированию духовно- нравственной культуры и чувства гордости,
сопричастности к своему родному поселку, к своей малой Родине.
Тип проекта:
педагогический «Водоемы нашего района»
Цель. Расширить и обогатить интерес детей о
водных ресурсах, как важнейшего источника жизни. Систематизировать знания о
родном крае, приобщать к истории и культуре родного посёлка.
Задачи для детей.
1.Создать фундамент для формирования
нравственного отношения и чувства сопричастности к своей малой Родине.
2. Исследовать информацию вместе с детьми и
родителями о родном посёлке.
3. Стимулировать поисковую деятельность
в процессе сбора информации по теме.
4.Уточнить и расширить представления детей о
живописности водоема, как среде обитания всего живого мира.
5. Развивать эстетическое восприятие – учить
детей видеть красоту природного водоема, вода блестит на солнце, по берегам
растут и цветут травы, цветы и деревья.
6.Воспитывать бережное отношение к природным
богатствам Родины.
Задачи для родителей:
1. Включение родительской общественности в организацию
выставки детско-родительских работ «Водоемы Еравны»
2. Обобщение результатов семейных проектов на
родительском собрании, - ведение фоторепортажа с детьми.
3.Популирезация созидательных действий
взрослого населения в направлении сохранить природное наследие в естественном
состоянии.
Участники проекта:
· Дети подготовительной группы 6-7лет
· Родители и другие члены семьи
· Педагоги
Вид проекта: интегрированный, групповой, длительный
Формы и методы работы
с детьми
- Беседы, экскурсии, занятия
- Отражение полученных знаний в продуктивной
деятельности
- Выставка творческих работ детей
-Дидактические игры
Формы и методы работы
с детьми
- Беседы, экскурсии, занятия
- Отражение полученных знаний в продуктивной
деятельности
- Выставка творческих работ детей
-Дидактические игры
Обеспечение проекта
- Дидактические игры
- Исторические документы, фотографии
- Семейные проекты (плакаты)
- Методическая, краеведческая, художественная
литература
- Наборы открыток
- Карты, иллюстрированный материал по данной
теме
Предполагаемый
результат
-в ходе познавательно-исследовательской
деятельности дети смогут выявить цветовую гамму природы
- эстетическое восприятие ценности красоты
водной глади, пейзажа растительного мира побережья водных просторов
- ответственное отношение к природе и её
объектам в соответствии с законами, природными ритмами и циклами
- активное участие, деловое общение и
поддержка родителями детей в реализации аспектов проекта
- разработка детьми кодекса правил поведения на
водоеме
- создание мини-архива «Исторические данные о
водоемах Еравнинского района»
Интеграция
· социально-коммуникативная деятельность;
· познавательно-исследовательская
· речевая
· художественно-эстетическая
· двигательная
При выстраивании
педагогического процесса в рамках данного проекта положены следующие принципы:
· Принцип доступности и посильности. Содержание
проекта строится от простого к сложному, ориентируясь на детские интересы и мотивационную
сферу воспитанников.
· Принцип интеграции. Проект построен с учетом
интеграции общей программы, её направлений и всех видов детской деятельности.
Реализуется в содружестве с семьёй и социума.
· Эстетический. Использование произведений
художественной литературы и исскуства, фольклора, устного творчества, поэзии.
· Взаимодействие трех факторов: детский сад,
семья, общество.
· Принцип научности. Предлагаемый детям материал
отвечает современным достижениям науки. Упрощение сложных научных положений не
должно приводить к искажению их научной сущности. Те элементарные познания об
окружающем мире, которые получают дети, не должны отвергаться впоследствии, а
лишь только расширяться и обогащаться.
· Принцип гуманизации. Гуманное отношение к
личности воспитанников, умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его
точку зрения, не игнорировать детские чувства и эмоции. В работе ребёнок
полноправный партнёр.
· Принцип дифференциации. Создание оптимальных
условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний с учётом
возраста, индивидуальных особенностей, накопленного им опыта, особенностей
эмоциональной и познавательной сферы.
Материально-технические
ресурсы необходимые для выполнения проекта
Информационные ресурсы, природные объекты,
карта наблюдаемого объекта
Срок реализации
проекта: март 2020г.- май
2021г.
Этапы работы над
проектом:
1.Подготовительный: определение цели и задач проекта,
создание фундамента для организации работы с составлением плана действий по
накоплению опыта и знаний
2.Аналитический: определить возможные пути решения,
Разработать схемы реализации проекта через разные виды деятельности , подбор
инструментария для наблюдений, творчества
3.Исследовательский: рассматривание энциклопедии
«Красная книга Смоленской области», изучение расположения водоёмов на карте
местности, ознакомление с растительным и животным миром побережья
водоема, исследование воды, взятой из водоёма (рассматривание, фильтрация)
4.Презентационный: выставка детско-родительских работ
«Водоемы поселка», обобщение результатов семейных проектов на родительском
собрании, ведение фоторепортажа с детьми.
5.Контрольный: обсуждение проектной деятельности на
педагогическом совете ДОУ, мониторинг духовно-нравственного развития.
Особенности проекта
1.В ходе работы над проектом взрослые
выступали, как непосредственные участники, субъекты деятельности вместе с
детьми.
2.Проект предусматривает интеграцию задач образовательных областей
3.Проект рассматривался, как деятельность, позволяющая, развивать
любознательность, активность, творчество детей, созерцание и восхищение природной
красотой родного края.
Изучать новую информацию, выявлять практические варианты действий,
формировать познавательные коммуникативные компетенции, входящие в пределы
образовательных областей программы.
Этапы реализации
проекта
I этап –
подготовительный
Формы работы |
Цель |
Подбор научно-методической и художественной
литературы, определение направления, цели и задач. Обследование природных
объектов для исследовательской и поисковой деятельности детей |
Способствовать накоплению и обогащению
собственного педагогического опыта. Создание насыщенной поисковой сферы для
детской познавательной деятельности. |
II этап – аналитический
|
III этап – исследовательский
Формы работы Знакомство с энциклопедией «Красная книга
Еравны» Беседа с родителями «Что знаем о своей малой
Родине?» Консультация «Приобщаем детей к истокам
русской народной культуры» Памятки родителям «Воспитание маленького
патриота» Рассматривание карты Еравнинского района
«Озера родного края» Просмотр видеоматериала «Культура и красота
природы родной Еравны» Экскурсия к водоему поселка «Жизнь и
сообщество растительного и водного мира». Поисковая деятельность: «Сбор воды из
водоема». Рассматривание и фильтрация водного состояния. Дидактические игры: «Найди такой же»,
«Дорисуй», «Полезно или вредно, «Угадай по описанию» Подвижные игры: «Ручеек», «Караси и щука»,
«Вода, земля, воздух». Народная игра «Цапки» Экскурсия на водоем «Водная гладь и ее
природная красота» Трудовой десант. Природоохранная акция
«Чистые плесы» |
Цель |
Расширить и обобщить знания о редких
растениях родного края, о необходимости бережного обращения с объектами
природы в окружающем мире. Познакомить родителей с положением
педагогического проекта по данной тематике. Сформировать интерес по созданию
условий для его реализации. Обобщить накопленные знания и поддержать
инициативу взрослых на решение задач по проблемной ситуации на данном
этапе. Выявить детский уровень качеств,
способностей ориентироваться по знаковой схеме. Формировать нравственное отношение и чувства
гордости за свой край. Обогатить представления о значимости природных
ценностей, достояния недр земли. Выявить в каком состоянии находится водная
гладь (прозрачность, загрязнение) Развивать логику, наблюдательность,
речевую активность. Способствовать развитию быстроты реакции,
находчивости, ловкости, координации, ориентировании в пространстве. Учить видеть и чувствовать неповторимость
красоты природного явления. Реализация практических действий для
благополучного состояния прибрежной зоны озера (по инициативе детей) |
IV- презентационный
Формы работы |
Задачи |
Выставка детско-родительских работ «Водоемы
Еравны». Обобщение результатов семейных проектов на
презентации родительского собрания « Что мы знаем о Родном крае» Ведение фоторепортажа с мест поисковой
детской деятельности. Оформление материала на стенде группы «Знай свой
край» |
Вызвать у родителей ответственное отношение
к природе и её объектам в соответствии с законами, природными ритмами и
циклами. Активизировать деловое общение и поддержку
родителей в реализации аспектов проекта с учетом детских понятий, знаний и
опыта. |
V этап –
контрольный
Формы работы |
Задачи |
Обсуждение поисковой и
познавательно-исследовательской деятельности на педагогическом совете.
Мониторинг уровня качеств и методические рекомендации. |
Оценка результатов внедрения проектной
технологии, выявление динамики духовно-нравственного развития детей.
Проследить результаты поисковой деятельности. |